«Поэт идет, глаза открыты…»
В московской усадьбе Соллогуба на Поварской улице, известной также как Дом Ростовых, состоялся творческий вечер поэта и прозаика Михаила Попова. Была представлена его новая книга – сборник стихов «Смерть Вергилия», объединяющий избранные произведения за минувшие 15 лет.
Михаил Попов в своих стихах органично сочетает иронию и даже сарказм с глубочайшей искренностью в обращении к самым высоким темам и серьезным вопросам. Писатель Александр Сегень в своем выступлении подчеркнул, что в его творчестве можно заметить аллюзии на знаменитые слова Пушкина «Пока не требует поэта к священной жертве Аполлон»…
Сомнения, терзания, проблески радости, иронические наблюдения и нешуточные переживания – всему нашлось место в стихах Михаила Попова. При этом классические образы, да тот же Вергилий, с последнего путешествия которого всё начинается, соседствуют с зарисовками из современности.
Сквозь шумы стройки и судьбы
Доносится мотив наивный,
Мне с ним побыть хотелось бы,
Пусть он вполне бесперспективный.
В нем нет напора и красот,
Не дышит будущее в нотах,
Но что-то он в себе несет,
какой-то небывалый отдых.
Писатель и критик Андрей Воронцов сказал, что в книге Михаила Попова происходит поэтическая каталогизация ощущений. Писатель и литературовед, ректор Литературного института Алексей Варламов сказал: «Попов — это камертон, на Попова можно положиться он надёжный». Сам же автор, говоря о том, что его прозаическое творчество порой заслоняет стихи, заметил, что поэзия «должна поступать народу в гомеопатических дозах».
Прежде чем прочитать давшее название всей книге стихотворение «Смерть Вергилия», Михаил Попов со своей замечательной ироничностью заметил, мол, автор, конечно, знает, что Рим не портовый город. Хотя в стихотворении описан финал последнего путешествия прибытие великого поэта на корабле.
В его присутствии уже не брякнешь «мементо…».
Душа над телом в потоке закатной пыли,
Человек стремительно становится монументом,
Он слишком велик, чтобы его любили.
Вот так, прибывая, мы все-таки убываем.
Вергилий вошел в гавань, что из этого выйдет…
Его практически нет, но мы изнываем,
По тому, что он знает, а может быть, даже видит.
На самом-то деле, мы прекрасно понимаем, что автор против реальности не погрешил. Есть же Остия, первая колония и главный порт античного Рима, по нынешним меркам вообще рядом с собственно Римов как таковым. И по такому выдающемуся случаю там вполне могла собраться запечатленная особым поэтическим зрением многочисленная толпа, «полтора Рима народу».
Так что, у Попова даже метафоры правдивы, что уж говорить о точности и тонкости чувств… Возможно ли разграничить две ипостаси — прозаика Михаила Попова и поэта Михаила Попова? Наверное, нет. Оба — замечательные авторы, ценимые читателями.
Среди участников вечера были представители самых разных литературных направлений, в том числе — метафизики Павел Иванов и Илья Пряхин, прозаик и поэт Андрей Щербак-Жуков и многие известные отечественному культурному обществу деятели. Такая литературная солидарность — это признание как художественных талантов, так и личных качеств Михаила Попова, писателя, поэта, настоящего человека нашего времени.
Живая роща на холме,
Прошедший дождь искрится в лужах,
Спокойны мысли на уме,
Чисты и впечатленья в душах.
Я этим миром восхищен,
Но понимаю, холодея,
Наш мир всего лишь воплощен,
И где-то есть его идея.
У каждого из выступавших нашлось для Михаила Попова своё доброе слово. Когда выступления закончились, то к Попову и его новой книге выстроилась целая очередь жаждущих получить автографы. Общий лейтмотив встречи был единогласным: ждём новых книг! Новых встреч! Литература — дело коллективное! Это не только писатели и поэты, но и те, кто их читают! И ждут. И наверняка Михаилу Попову важно, что его книгу читают, перечитывают и надеются открыть новые.