Вячеслав Кондратьев. Честь и Гуано. История первой Тихоокеанской войны

гуано

В конце 1850 –начале 1860-х годов в Испании был период «патриотической экзальтации», попыток взятия под контроль прежних утерянных колоний. В 1864 году между Перу и Испанией началась Первая Тихоокеанская война. Весной 1862 года испанское правительство приняло решение об отправке к берегам Латинской Америки боевой эскадры («поход в защиту чести»), но при этом экспедиция официально называлась «научно-дипломатической».

4 августа 1863 года на перуанском севере произошел инцидент Таламбо. В поселке Таламбо кто-то кому-то сказал что-то оскорбительное, началась драка, а потом и перестрелка между местными аборигенами и басками, подданными испанской короны, приглашенными н работу местным помещиком. Погиб один перуанец и один баск по фамилии Хуан Мигель Ормазабал. Испанское правительство отправило правительству Перу гневную дипломатическую ноту, в которой указывалось, что перуанское правительство «безмерную моральную ответственность за пролитие крови иностранных подданных… королевское правительство требует безотлагательного удовлетворения».

В ответ правительство Перу в ответной ноте сообщило, что инцидент Таламбо – внутреннее дело Перу. Но правительству Испании был нужен повод для вмешательства в перуанские дела.

В испанских газетах летом и осенью 1863 года развернулась широкая антиперуанская пропаганда, а затем была пущена пропагандисткая брошюра с крикливым названием «Ужасные подробности убийств испанцев в Перу».

Испанская эскадра приняла на борт дипломатического посланника Салазар-и-Масаредо, в ранге Посланника-резидента в Боливии и «Специального чрезвычайного комиссара королевы Испании». Правительство Перу отвергли этот статус, который относился к прежним колониальным временам. В ответном послании Салазар-и-Масаредо стал обвинять их в том, что «лишили Испанию свободы, земли, населения, промышленности и сельского хозяйства… Испания требует восстановления своих прав».

В апреле 1864 года испанская эскадра высадила вооруженный десант на островах Чинча, где добывалось гуано – птичий помет, который применялся как удобрение, продавался в США и Англии, принося Перу огромные доходы. «В 1859 году суммарный годовой доход перуанского бюджета составил 22 миллиона долларов, из которых 16 миллионов дало гуано. Так помет превратился в золото, ну а где золота – там война».

После захвата островов Чинча началась протесты против испанской политики и в Чили – чилийцы опасались, что они будут следующими жертвами после перуанцев.

Во многих чилийских газетах и журналах стали печататься анти-испанские памфлеты и фельетоны, в которых язвительный текст дополнялся недружелюбными карикатурами на испанскую королеву Изабеллу (от имени которой и совершались агрессии в Южной Америке), тучную и некрасивую пожилую женщину. На одной из чилийских карикатур был изображен огромный петух, стоящий на поверженном человеке с головой льва (олицетворяющим Испанию) и надпись: «Как поет чилийский петух». На другом рисунке были изображены два чилийских офицера в мундирах, смотрящих на чучело быка с покрывалом, на котором было написано «Война с Испанией». Но за покрывалом вместо быка пряталась королева Изабелла. Рисунок назывался «Не проблема, мой генерал, это всего лишь чучело».

Далее в издании рассказывается о попытках блокирования портов испанской эскадрой. А 2 мая 1866 года произошло сражение при Кальяо – схватка между испанским флотом под командованием адмирала Касто Мендеса Нуньеса («Лучше честь без кораблей, чем корабли без чести») и укрепленными батареями перуанского портового города Кальяо. Город почти не пострадал – в него попало 15-20 бомб, но испанцы считали себя триумфаторами. В Испании это было объявлено «великой победой». Была отчеканена медаль с профилем королевы Изабеллы, выпущена пропагандистская листовка «Испанский триумф» с подзаголовком «Бомбардировка и разрушения». Но возвращение на родину потрепанной испанской Тихоокеанской эскадры восторга в стране не вызвало. В столице Перу Лиме был поставлен памятник в честь героев битвы при Кальяо. А в Испании началась революция, и 30 сентября 1868 года королева Изабелла убежала во Францию.