Софья Азархи. Модные люди

Объемный фолиант «Модные люди: К истории художественных жестов нашего времени» (издательство Ивана Лимбаха, БММ) принадлежит перу известной художницы и сценографа. Книга повествует не только об отечественной моде и людях, творивших в 90-х годах прошлого столетия настоящую революцию в ней, но и о питерских перформансах и первых Хармс-фестивалях, организованных энтузиастами.

Первая глава посвящена Ленинградскому Дому моделей одежды (ЛДМО), располагавшемуся тогда на Невском проспекте, с которого «тяжелая дверь вела в мраморный вестибюль и далее, в демонстрационный зал. Несколько раз в месяц в демзале проходили показы моделей для населения. Цель показов сводилась к просвещению женщин и агитации за хороший вкус. Еще населению предлагались журнал Дома моделей, билеты на показ и за небольшие деньги картинки-зарисовки без выкроек».

Особенностью работы в Доме были заказы – для привилегированных категорий граждан, как правило, женщин из обкомов и райкомов КПСС или жены тех, кто там работал: «…заказывали они и официальные костюмы, в которых женщина утрачивала половую принадлежность и становилась товарищем…». Потом началась перестройка, появился Владимир Бухинник с альтернативной модой, которая в те годы была, прежде всего, зрелищем. Именно он был художником по костюмам для спектаклей «Антонио фон Эльба» с Еленой Образцовой и «Саломеи» в постановке Романа Виктюка. Следующие главы посвящены Татьяне Парфёновой с эстетикой постмодернизма и «строгому юноше» Косте Гончарову, другим, не менее значимым питерским модельерам…

В тексте описываются необычные действа, которые устраивала группа «Что делать?», в состав которой входили художницы Глюкля и Цапля; прыгнувшие летом 1996 года с моста Зимней канавки и назвавшие это действо «Памяти бедной Лизы». Уделено внимание и восточной эстетике-экзотике, которая была не чужда питерским художникам-денди тех уже далеких романтичных лет…