Два маршала

Сталин и его приближенные с июля 1941 по март 1942 года отправили под трибунал и приговорили к расстрелу 30 генералов. В их число во время боев за Москву чуть не угодил и будущий маршал Иван Конев. После катастрофы под Вязьмой, когда потери погибшими и попавшими в плен по самым скромным оценкам составили 400 тысяч человек, в штаб Западного фронта была направлена комиссия ГКО (Молотов, Василевский, Маленков), собиравшаяся обвинить Конева и забрать в Москву на расправу. Но Жуков тогда не отдал Конева, заявив Сталину, что тому надо поручить руководство на удаленном калининском направлении. На прямой вопрос Сталина: «Почему вы защищаете Конева?», Георгий Константинович столь же прямо ответил: «Мы с ним никогда не были друзьями. Знаю его по службе в Белорусском округе и считаю, что он справится с этими обязанностями. Кроме того, у меня сейчас других кандидатур нет».

конев

источник фото

На реплику вождя, что Конева ждет военный трибунал, Жуков бесстрашно заявил, что это ни к чему хорошему не приведет: «Вот расстреляли Павлова, и что это дало?.. Было заранее хорошо известно, что из себя представляет Павлов, что у него потолок командира дивизии. Тем не менее, он командовал фронтом и не справился с тем, с чем не мог справиться». В результате Конев не стал очередной жертвой поражений Красной Армии, а был утвержден заместителем Жукова на Западном фронте.

Дальше на счету Конева немало славных дел. Одной из самых эффективных операций, проведенных под его руководством, стала Корсунь-Шевченковская операция, проведенная в январе—феврале 1944 года, получившая в военной истории название «Сталинград на Днепре». В начале 1945 года войска под командованием Конева успешно провели Висло-Одерскую операции, а затем — Нижне-Силезскую операцию и Верхне-Силезскую операции, а так же доблестно сражались в Берлинской операции, потом спешили на помощь восставшей Праге.

Маршал Конев в освобожденной Праге

Маршал Конев в освобожденной Праге

источник фото

В своих мемуарах маршал Конев писал: «5 мая 1945 года в Праге вспыхнуло восстание против фашистских оккупантов. Кое-как вооруженные горожане, поддержанные пробравшимися в город партизанами, сумели захватить часть города, построить баррикады, занять вокзалы, мосты, банки, телефонные станции и телеграф. Поняв, что силами гарнизона подавить восстание не удастся, фашисты отправили против взбунтовавшегося города части группы армий «Центр», в состав которых входили танки и самоходные орудия. И тогда, поняв свою обреченность и неизбежность разрушения одного из самых красивых и древних городов Европы, вожди Пражского восстания, Чешский национальный совет попросил помощи у руководства антигитлеровской коалиции, отправив им радиограммы. В ответ на помощь Праге 6 мая были направлены войска Второго и Четвертого Украинских фронтов, в состав которых и танковые корпуса. Разгромив основные силы противника, советские войска в ночь на 9 мая прорвались к Праге и в 9 часов утра освободили город».

Но когда война уже ушла в прошлое, новый советский лидер Никита Хрущев смог с помощью Жукова выиграть схватку за власть, разгромив соперников не в бою, но в зале заседаний. А потом, осенью 1957 года, поспешил избавиться от маршала Победы.

Среди тех, кто тогда выступил против Жукова, был и его старый боевой товарищ маршал Конев, которого Жуков спас после поражения в 1941 году от расправы. Существует версия (не имеющая прямых документальных доказательств, о ней упоминает военный историк Сергей Михеенков в книге «Конев. Солдатский маршал», что именно Жуков и Конев, при поддержке других военных (в том числе — Штеменко и Москаленко) готовили во время правления Хрущева военный переворот. Когда Хрущев, будучи благодарен Жукову за поддержку во время борьбы с антипартийной группировкой Маленкова-Молотова-Кагановича, однажды заявил министру обороны, что теперь надо бы в МВД порядок навести, но некому. Жуков предложил сделать министром МВД Конева. Тот в это время занимал пост 1-го заместителя министра обороны СССР и одновременно являлся Главнокомандующим Объединенными вооруженными силами стран Варшавского договора.

жуков

источник фото

Но искушенный в интригах Хрущев понял, что передавать в руки Жукова и Конева власть над армией и милицией – слишком опасно. Воспользовавшись принципом «разделяй и властвуй», Хрущев не только не назначил Конева главой МВД, но смог «перетащить» его на свою сторону, заставив выступить в печати против Жукова.

В номере «Правды» от 3 ноября была напечатана статья, подписанная маршалом Коневым, целиком направленная против Жукова, который был в ней назван виновником поражений и отступления в 1941 году. Большая часть заслуг Жукова в этой статье отрицалась, даже разработчиком Сталинградской операции была назван… Хрущев.

«А что я мог тогда сделать: состоялся Пленум ЦК, членом которого был и я, — оправдывался позже Конев. — Меня вызвали и предложили (точнее, приказали) написать такую статью, и я подчинился. Так сказать, дали „партийное поручение“. Да и статья, скажу прямо, была подготовлена без моего активного участия. Фактически подписал только».

После этого Жуков не хотел общаться с Коневым, хотя есть версия, что Конев после всех событий написал бывшему министру письмо.

 

Алекс Бертран Громов