Мастер вскрытия писем

В Российской империи существовала служба, которой надлежало вскрывать частную и дипломатическую корреспонденцию. 23 января 1788 г. упоминается, что при чтении перлюстрации императрица Екатерина II прокомментировала турецкие дела. Также упоминались дела персидские, прусские и датские. Вскрытие корреспонденции имело целью не только узнать настроения своих подданных и мнения чужих дипломатов, но и не допустить нелегальную пересылку денег.

Среди самых даровитых чиновников этой службы был Владимир Иванович Кривош. Он родился в 1865 году в Словакии, на территории монархии, ставшей в 1867 многонациональной Австро-венгерской империей. Кривош появился на свет в семье владельца магазина скобяных изделий. С детства проявил способность к языкам – окончив гимназию (26 июня 1885 года), уже владел семью языками и увлекался стенографией. Несмотря на то, что не был дворянского происхождения, был принят в Венскую Восточную (Ориентальную) академию, но не закончил ее и отправился в Российскую империю, оказавшись в столице 17 октября 1886 года.

Krivosh_hi

источник фото

Несмотря  на то, что учебный год был в самом разгаре, Кривош сначала посещал занятия в качестве вольнослушателя, а 27 августа  1887 года он был зачислен на восточный факультет Санкт-Петербургского университета. Кривош принял российское подданство и совершил обряд перехода в православие. Университет он так и не закончил, хотя уверял позже, что закончил восточный и юридический факультеты.

11 декабря 1891 года Кривош стал «почтово-телеграфным чиновником, а 24 апреля 1982 года стал переводчиком санкт-петербургской почтовой цензуры. Так официально называлась «черные кабинеты», занимавшиеся перлюстрацией (тайным вскрытием писем). На этом поприще  Кривош сделал два важных изобретения: новый способ вскрытия писем с помощью специального аппарата и рационализация техники для изготовления поддельных печатей.

kabinet-3

источник фото

Кривош с его знанием языков (его любимым языком был персидский) и другими способности был в подобных делах незаменим, состоя с декабря 1904 года по август 1906-го при секретном отделении Департамента полиции в качестве переводчика (с персидского и турецкого, португальского, славянских и прочих языков) и дешифровщика, а  затем пять лет служа в «Особом делопроизводстве Морского Генерального Штаба для заведования агентурой». В 1907 году было создано «Секретное бюро» объединённой службы Морского Генерального штаба и Генерального Штаба Военного министерства, руководителем стал Кривош. Как потом вспоминала его помощница, Авдотья Александровна Ульяничева, на ее квартиру, расположенную в Санкт-Петербурге (по адресу – Офицерская улица, дом 8, кв. 7) приходили сотрудники из персидского, японского и прочих посольств с пакетами и бумагами. На квартире эти документы сразу перефотографировались и отдавались обратно.

Причем российскую разведку в основном интересовали не персидские тайны (о которых они были в курсе), а сведения, которыми располагало персидское посольство в Российской империи относительно планов и переговоров других государств.

Угодивший в годы Первой войны под следствие «по подозрению в военном шпионстве» Кривош в апреле 1915 года был отправлен в Иркутск.

кривош шпион

источник фото

После Октябрьской революции как невинно пострадавший от царизма, вернулся в столицу, и как сам утверждал, по просьбе Ленина написал на французском и английском языках «обращение к иностранным державам о завершении войны». Кривош работал в Наркомате иностранных дел при Льве Троцком и готовил его документы для обращения и последующей переписки с правительством Персии. Далее Кривош работал в ЧК и других ответственных органах, не раз арестовывался, был отправлен на Соловки, где заведовал метеостанцией и трудился цензором, был освобожден в 1928 году и вернулся в Спецотдел ОГПУ. Умер в эвакуации в Уфе 4 августа 1942 года.

Алекс Бертран Громов