Акварели Серебряного века

На персональной выставке Александры Коноваловой (21 сентября -26 октября) в залах  МВК РАХ Галереи искусств Зураба Церетели зрителям будут представлены не только картины Александры Коноваловой из собрания галереи «Веллум». На вернисаже состоится премьерный показ фильма «Берег лучших миров».  Фильм-фабула, рассказывающий о творчестве и судьбе художника Александры Коноваловой, в котором авторам удалось очень искренне передать лиричность, утонченность творческой натуры героини, и в тоже время представить абсолютно документальную историю жизни конкретного человека и его произведений.

Веют липы сладко

Веют липы сладко

Нам отлично известны многие имена из эпохи декаданса, ознаменовавшейся в российском искусстве расцветом символизма. Михаил Врубель и Александр Бенуа, Вячеслав Иванов и Анна Ахматова, Вацлав Нижинский и Ида Рубинштейн. В это же самое время существовали удивительные художники, не участвовавшие в бурной выставочной деятельности, не входившие в объединения и группы, но не менее интересные, создававшие произведения не меньшей художественной силы, чем именитые мастера. Одним из таких творцов является Александра Сергеевна Коновалова.
Она родилась в Москве в 1889 году. Под влиянием поэтических настроений и суфражистских стремлений к самостоятельности четырнадцатилетней барышней в 1903 году она поступает в Строгановское училище. В 1906 году училище временно было закрыто, и она с товарищами уехала в Париж, где пробыла около года, посещая студию Colarossi, оттачивая глаз в залах Лувра и черпая вдохновение в кафе на холмах Монмартра.
Любовь Агафонова (искусствовед, директор галереи «Веллум») так написала об истоках творчества художницы:  «В первую очередь огромное влияние на творчество Коноваловой, конечно, оказал Михаил Врубель…Мифотворчество, культ удивительного, балансировавшего на грани яви и сна».
Врубель не единственный гений, оставивший отголосок в графике Коноваловой. Художница была заворожена усадебными грезами Борисова-Мусатова. Скучающие дамы в кринолинах — излюбленные героини многих молодых творцов тогдашней эпохи. Поэты и художники с упоением использовали повествовательный, литературный мотив в своих произведениях, черпая вдохновение в эпосе или Евангельском сюжете. Акварели Коноваловой — целиком порождение и лицо русского символизма.
На выставке будут представлены художественные произведения Коноваловой в основном рубежа 1900–1910-х годов. Любовь Агафонова пишет: «Длинные, словно дождевые нити, акварельные мазки («После объяснения», «Руслан и Людмила») сменяются их жемчужной прозрачностью («Золото Рейна», «Пленница Змея»). К концу десятых годов приверженность Коноваловой к новизне приводит к плакатной откровенности красочных композиций, к обобщению фигур («Беление холста»)».

Дионис и Ариадна

Дионис и Ариадна

Завершают ретроспективу акварели, которые Александра Сергеевна создавала, живя на Чукотке в 1930-е годы. Здесь художница продолжает мифотворчество, изыскивая сказочное , такое любимое в начале века. Изображая танец шаманов («Обрядовый танец»), она заворожена не только красками Чукотской земли, но и людьми, живущими в ирреальном, таинственном мире. Земли, где камень и ездовая собака, наделены мистической силой и влияют на судьбу сегодняшнего дня и проистеканию жизни Вселенной в равной степени. Этот живой мир-сон созвучен мироощущению Александры Коноваловой и так ею любим и близок.
К сожалению, те крупицы информации, которые удалось собрать, не могут обстоятельно рассказать об Александре Коноваловой – удивительной художнице первой трети ХХ века, обстоятельствах ее жизни и смерти. Нам остались только ее акварели – замечательные произведения искусства, достойные занять место в истории культуры.