«Это не абстракция»

С 9 декабря по 20 января 2016 в Галерее Треугольник будет открыта выставка работ Людмилы Константиновой,  мастера геометрической абстракции, отсылающей нас к эстетике русского авангарда. В своём творчестве художница обращается к разным художественным течениям, от концептуализма до супрематизма, и к разным эпизодам истории и истории искусства, в том числе к наследию тоталитарного советского прошлого и нью-вэйва 80-х. Выдернутые из контекста цитаты Константинова использует лишь как повод для некоего иронического умозаключения, с легким привкусом горечи и всегда неявного, зашифрованного в смутных ассоциациях.

Работы из серии «Это не абстракция» кажутся, на первый взгляд, минималистскими, однако при более пристальном взгляде мы убедимся, что на самом деле они орнаментальны и являются гипертрофированным воспроизведением узора смятого листа бумаги, граней драгоценного камня, бликов на воде или призрачных теней на стене освещенного солнцем дома. Название серии отсылает нас к дадаистскому методу отрицания, к абсурдистскому принципу «не», который оборачивается игрой со зрителем.

Предметно Константинова обращается к пограничным, мимолетным состояниям вещей, к тому, что доступно человеческому глазу, но уже никогда не повторится. Этот промежуточный интервал во взаимодействии двух состояний (бумага ровная – бумага смятая) и увековечивает художник. На первый взгляд, такой подход напоминает концепцию Марселя Дюшана infra-mince – «сверхтонкого», посвященную переходным состояниям объектов (поверхность смятой рубашки после соприкоскновения с телом, момент взаимодействия дыма с гортанью курильщика). Однако если Дюшан концептуализировал этот процесс и придавал ускользающему мгновению экзистенциальный статус, то Константинова играет со зрителем иначе, окрашивая мимолетность в чистые цвета и придавая ей четкую структуру. По словам художницы, это её «опыт взаимодействия с хаосом», из которого она вычленяет некие схемы-обманки, в которых внимательный взгляд обнаруживает затем нечто до боли знакомое.

Структуры, в которые Константинова превращает мимолетные вещи, предельно эстетизированы. Это обеспечено тщательной математической выверенностью линий и палитрой чистых цветов. Иногда её абстракции вырастают из плоскости и обретают объём, как, например, скульптура «Обвал». Эти красочные абстракции – и не абстракции вовсе, а процесс художественной мимикрии, превращающий мимолетное в красочную конфетную обертку, внутри которой лишь то, чем наполняет ее зритель.