Выставка Олега Смирнова

С 1 по 6 декабря в залах Российской академии художеств (Москва, ул. Пречистенка, 21) пройдет выставка живописных произведений заслуженного художника России Олега Юрьевича Смирнова, приуроченная к 85-летию со дня его рождения.

С самого начала творческой деятельности художник был неразлучен с этюдником, а его любимой «моделью» стала среднерусская природа. О.Смирнов не упускал возможности фиксировать и свои туристические наблюдения, будь-то пейзажи Крыма и Средней Азии, либо этюды, выполненные в зарубежных поездках по многим странам Европы, Азии, Латинской Америки, среди которых немало работ с точно и тонко запечатленными видами всемирно известных памятников архитектуры.   Это и изображения залитых солнцем белокаменных дворцов на португальском побережье, и пейзажи-наброски яркой по колориту латиноамериканской природы, и впечатления от непривычной для глаза архитектуры древних индуистских храмов, и мотивы, увиденные на побережьях Болгарии.

Но они лишний раз убеждают в том, что основным центром творческого вдохновения автора была и остается природа центральной России, которая как будто и существует для того, чтобы откликаться на его чувства и настроения. Неяркое свечение облаков над погружающимися в вечерний сон среднерусскими лугами, ослепительная белизна заснеженных подмосковных перелесков и неугомонный бег паводковых вод среди холмистых долин Тверской земли — все это мотивы, к которым издавна привязана душа живописца О.Ю. Смирнова.

Пейзажи О.Смирнова отражают не только своеобразие и неповторимый колорит местности, но и являются свидетельством душевного состояния художника, для которого природа является неисчерпаемым источником самых разных чувств, душевных настроений. Он как бы ведет с нею оживленный диалог, пытаясь приобщиться к ее тайнам.

Изображение сельских уголков в своей первозданности преобладает в творчестве художника. Но он также отдает дань городскому, историческому, архитектурному пейзажному жанру. К наиболее запоминающимся среди работ этого рода следует отнести картины с изображением древних русских городов, старинных монастырей, храмов и скромных церквушек, так удивительно облагораживающих российский ландшафт.

В кругу его творческих интересов серии работ, посвященные красоте ансамблей Новодевичьего, Саввино-Сторожевского монастырей. Он много работал в Загорске и Александровской слободе. По мере возможности старался не упустить весеннего пробуждения природы в Подмосковье и на благодатной для творчества тверской земле.

Отсутствие нарочитости, ложной декоративности — неизменное достоинство пейзажей Смирнова, сюжеты которых, как правило, просты, откровенно непритязательны. Довольно редко он обращается к панорамным пейзажным композициям, отдавая предпочтение этюдной концепции, позволяющей автору с большей непосредственностью отображать неповторимые приметы и состояние природы.

Наиболее характерно для живописца стремление выразить различные природные состояния: неяркое мерцание золотой осенней листвы, влажность весеннего воздуха, бурливое движение вешних вод и пробуждение природы.