Фестиваль Александра Журбина «Всё к лучшему!»

22 октября на сцене Светлановского зала Московского Международного Дома Музыки симфоническим концертом откроется Большой юбилейный фестиваль композитора Александра Журбина «Всё к лучшему!».

«Фестиваль 2015 года — это четвертый подобный фестиваль в моей жизни. Первый состоялся в 2002 году и продолжался в течении трех дней, второй в 2005 году — две недели. В 2010 году фестиваль шел целый месяц, а этот планируется на весь сезон. Но дело, конечно, не в количестве дней, а в количестве событий: спектаклей, концертов, презентаций и т.д. Ведь каждый подобный Фестиваль — это своего рода творческий отчет перед моими слушателями, перед теми, кто любит мое творчество. В этот раз музыки будет много: есть премьеры и театральные и симфонические, и камерные; есть извлеченные из архивов сочинения, которые много лет пролежали в тишине (очень интересно, как они прозвучат сегодня), будут новые песни и романсы и арии из опер», — говорит Александр Журбин

Театральная программа включает мюзиклы, оперы, кукольные спектакли, которые пройдут в Москве, а также в других городах России: Оренбурге, Красноярске, Новоуральске, Омске, Новосибирске и Железногорске.

В рамках фестиваля также пройдут симфонические и камерные концерты (19 ноября в Доме музыки, 8 ноября в Концертном зале РАМ им. Гнесиных), состоится премьера оперы «Мелкий бес» в Камерном театре им. Б. Покровского (13 и 14 октября) и мюзикла «Недоросль» в Детском музыкальном театре (17 и 22 октября), а также рок-оперы «Орфей и Эвридика» в театре «У Никитских ворот», пройдет творческий вечер «Семья Журбиных» (26 октября) и концерт музыки для детей «Планета детства» (29 ноября), будут презентованы два диска «Журбин в джазе» (26 ноября) и «Красивые песни» (17 ноября). Конечно же в фестивальной программе прозвучат эстрадные и киношлягеры композитора (концерт «Легкая музыка для серьезных людей» 3 декабря).

Столичная публика впервые услышит 3 симфонии композитора, (N 1, N2 и N5), Концерт для альта и симфонического оркестра, хоровую кантату на стихи М. Цветаевой «Крысолов», оперу «Мелкий бес» в Камерном театре им. Б. Покровского, мюзикл «Недоросль» в Детском музыкальном театре под управлением Г. Чихачева, мюзикл «Щелкунчик и Мышиный король» в театре «Экспромт», новую версию рок-оперы «Орфей и Эвридика» в театре «У Никитских ворот»…
В концерте «Легкая музыка для серьезных людей», который состоится 3 декабря на сцене Светлановского зала Московского Международного Дома Музыки, будут исполнены популярные песни композитора в исполнении всемирно известных оперных артистов, а также звезд российской эстрады, театра и кино.

В программе концерта 22 октября:
Симфония N 1 (Sinfonia Concertante)

Концерт для Альта с оркестром
Солист — Лев Журбин (альт)

Симфония N 5 (Sinfonia Bizzarra)
Солисты: Андрей Баранов (скрипка), Лев Журбин (альт), Борис Андрианов (виолончель),
Петр Айду (фортепиано)

Выбору оркестра и дирижера для премьер своих сочинений Маэстро Журбин придает большое значение. С Капеллой Валерия Полянского композитор сотрудничает давно: коллектив представлял москвичам его 4-ю симфонию «City of the Plague» в 2010 году, участвовал в премьерном концертном исполнении оперы «Альберт и Жизель» в 2012 году.
Не случаен и выбор молодого дирижера Филиппа Чижевского. «Современный дирижер обязан исполнять музыку своего времени…» — говорит Филипп, в активе которого, исполнение опер Сергея Невского «Autland» на «Платформе» и «Франциск» в Большом театре, оперы Дмитрия Курляндского «Сверлийцы», «Страстей» Александра Маноцкова и других сочинений современных авторов.

ПРОГРАММА:
Cимфония N1 (Sinfonia Concertante)
Дипломная работа Александра Журбина. Была написана в 1969 году, когда молодой музыкант заканчивал Институт им. Гнесиных (ныне Российская Академия музыки) под руководством профессора Николая Ивановича Пейко. Тогда симфония была исполнена не полностью. На фестивале прозвучит новая редакция. Так что нынешнее исполнение можно считать премьерным. Все симфонии А. Журбина имеют заглавие, эта называется Sinfonia Concertante (концертная симфония). Четырехчастная симфония написана в нетрадиционной форме, а именно, в ней нет сонатного аллегро и бравурного финала. 1 часть — Хорал, 2 часть — Диалоги (инструменты вступают в самые неожиданные «диалоги» — гобой с литаврами, альты с тарелкой, струнные с тромбонами), 3 часть — Монологи (царство сольных высказываний инструментов, где «право голоса» получают почти все — и деревянные, и медные, и струнные, каждый инструмент имеет свое развернутое высказывание на заданную тему), 4 часть — Финал, завершающий Хорал (финальный хорал является зеркальным отражением возвышенного Хорала 1 части).

Концерт для Альта и симфонического оркестра
Концерт написан в 1971 году. Он никогда не звучал в России, несколько раз был исполнен в США. По форме — классический. 1 часть — Allegro moderato имеет сонатную форму: главная и побочная темы, есть разработка и реприза, в которой возвращаются образы начала. 2 часть — Adagio, благородная, красивая музыка, где Альт показывает свой бархатистый, темноватый тембр, окруженный нарядной оркестровкой. 3 часть — Allegro Brilliante — веселый искрометный финал, в нем альт демонстрирует свою виртуозность.

Симфония N 5 (Sinfonia Bizzarra)
Симфония N 5 Sinfonia Bizzarra (странная симфония). В симфонии 15 частей. У симфонии есть и еще один подзаголовок «Play, memory!» («Играй, память!»). Это безусловно, намек на знаменитую книгу мемуаров Владимира Набокова «Speak, memory» («Говори, память!»).
Как считает автор, эта симфония — итог его размышлений над тем, что такое сегодня, в первой четверти 21 века, крупная инструментальная форма, большое симфоническое произведение. И, следуя завету своего кумира Густава Малера, который утверждал, что «симфония должна быть как мир, она должна охватить всё…», Журбин стремится в своей Пятой симфонии объять необъятное. «В ней много разной по жанру и по стилю музыки, — рассказывает маэстро. —  Вы услышите и современную авангардную музыку с использованием сонорики и алеаторики, и музыку эпохи барокко и эпохи романтизма, здесь есть даже музыка в стиле «рок» и в стиле «джаз». Словом, это такое большое, многогранное, панорамное произведение, взгляд с высоты птичьего полета на ушедший 20 век, и попытка заглянуть в будущее. В симфонии много цитат. Некоторые из них легко распознать, некоторые глубоко запрятаны в ткань музыки. Слышны и «автоцитаты», из моих сочинений».
22 октября состоится мировая премьера этой симфонии.