Алексей Лазутин. Деньги – вперёд! Все о ломбардах и о том, как на них зарабатывать

ломбарды

 

В первой части книги подробно описана история появления ломбардов с древних времен и до начала XX века в различных державах. Так уже во втором тысячелетии до н.э. в законодательном своде вавилонского царя Хаммурапи обговаривались правила и условия займа: в срок можно было не возвращать кредиты в случаях засухи, бури и наводнения, при этих катаклизмах должник освобождался от уплаты процентов за год. Но если таких обстоятельств не было, а должник не мог отдать долг, то он (и в случае большого долга — даже вся семья) уходил к кредиторам в рабы.

А вот у финикийцев и карфагенян в рабство не за долги не забирали, но кредиторы могли забрать себе любое имущество должника и не отдавать его, пока тот не вернет полностью долг. В древнеиндийском тексте «Ригведы» указывалось, что если должник более высокого происхождения, чем кредитор (по системе каст), то он может отдавать долг постепенно. Действовали первые ломбарды и в Древнем Китае, давая ссуды под залог земли на десять  лет.

В IV веке до н.э. эры в греческих городах, в том числе – на побережье Малой Азии, появились трапезиты. Эти древнегреческие дельцы трудились, расположившись на торговых площадях, сидя за столами (трапезами) и совершали как различные разменные операции, так и выдавали небольшие ссуды. Трапезиты давали деньги купцам, причем не только греческим, под залог кораблей и домов, а также брали деньги от купцов, отправлявшихся в плаванье, и давали расписки, по которым можно было поучить деньги в портах их прибытия.

Следующие страницы посвящены кредитам в Древнем Риме, итальянским банкирам и французским ростовщикам, испанскому ломбарду и тому, как работали ломбарды в Америке. Вторая часть книги посвящена ломбардам в России, с Древней Руси и до конца 2010-х годов.

Принятый в феврале 1918 года декрет СНК запрещал частными лицами владеть изделиями из драгоценных металлов. Владельцы подобных изделий должны были сдать их в Народный банк. Имевшие золотые изделия владельцы ювелирных магазинов и часовых мастерских тоже должны были сдать золото. Лишь в 1924 году официально открыли Московский городской комбинат ломбардов «Мосгорломбард».

Завершающая часть книги – «Современный ломбардный бизнес» — описания деятельности ломбардов в наши дни и факторов развития отечественного ломбардного рынка.  «Оборот физического золота будет продолжать увеличиваться все более и более высокими темпами, что в свою очередь будет способствовать увеличению емкости ломбардного рынка в России… Объем вторичной переработки золота в России – около 60 тонн в год, и большую часть его обеспечивает деятельность крупных ломбардов, опосредовано сотрудничающих с аффинажными заводами. Именно ломбарды обеспечивают возврат старых изделий от потребителей к производителям украшений, так как обладают необходимой экспертизой для оценки изделия».

В 2020 году в Москве Мосгорломбардом был запущен первый в столице терминал CUSTODY BOT – первый робот-ломбард, оценщик золота, способный за несколько минут определить точное содержание драгоценного металла и его вес в изделии, и показать на экране предполагаемую сумму выдаваемого за изделие залога.

В издание включены множество цветных иллюстраций, наглядно демонстрирующих историю ломбардов в разных концах земного шара на протяжении столетий.