Алекс Громов. Персия — Иран: ХХ век

иран ХХ век

Наши дни отмечены ростом интереса к Ирану во всех областях, от бизнеса и геополитики до культуры и туризма. Но и на протяжении всего прошлого столетия Иран был тесно связан с ключевыми событиями мировой истории. Одновременно страна с древней историей и богатейшими культурными традициями сохраняла свою самобытность и самостоятельную роль в происходящем. Новая книга посвящена этому, сравнительно недавнему, периоду, оказавшемуся одним из самых динамичных и непредсказуемых в истории Ирана. Издание открывается предисловием Чрезвычайного и Полномочного посла Исламской Республики Иран в России.

В начале ХХ века контраст между Западом и Востоком, традициями и новинками был в Иране, который тогда еще был известен как Персия, особенно заметен. В авторском вступлении к книге говорится: «Персия оставалась одной из стран Востока, где сосуществовали прежние многовековые традиции и появились новые, европейские. Там, где еще оставались гаремы, невольники и даже племенные обряды, заработал телеграф и телефон, стали добывать нефть, зазвучали граммофонные пластики и на первых тегеранских киносеансах стали показывать первые европейские кинофильмы. Религиозные церемонии собирали сотни тысяч паломников, а в тегеранском небе уже парили аэропланы».

В первой части книги рассказывается об обстановке в стране на рубеже веков и о начале Конституционной революции. Для восточной абсолютной монархии появление парламента, дискуссии в прессе и другие приметы обновленного государственного устройства казались тогда немыслимыми. При этом шахи из династии Каджаров благоволили иностранному бизнесу даже ценой ущемления прав персидских предпринимателей. «Поводом для беспорядков, начавшихся в конце 1905 года в Тегеране и нараставших всю первую половину следующего года, стало предписание губернатора об установлении низких цен на импортный сахар и последующие репрессии против торговцев… 9 сентября 1906 года Мозафереддин-шах подписал закон о выборах в парламент».

Далее в тексте говорится о падении династии Каджаров и захвате высшей власти генералом Реза-ханом, основавшим новую династию Пехлеви. Но из этой династии довелось править всего двум шахам – самому основателю и его сыну Мохаммеду Реза, который был свергнут в ходе исламской революции 1979 года. Автор подробно рассматривает реформы, которые в ходе так называемой Белой революции пытался проводить последний шах. Но действия, которые могли бы служить благу народа, были недостаточными. Вдобавок они померкли на фоне разгула одной из самых жестоких спецслужб мира – тайной полиции САВАК — и неумеренной роскоши шахского двора, апофеозом которой стало празднование 2500-летия Персидской державы среди руин древнего Персеполя.

Иллюстрация «Иран», данная на 4-й сторонке обложки книги, предоставлена выдающимся иранским художником Резой Бадр ас-Сама. Книга проиллюстрирована множеством архивных снимков и двумя цветными фототетрадями.