Наталья Лебина. Советская повседневность

Книга Советская повседневность: нормы и аномалии. От военного коммунизма к большому стилю повествует о том, как в процессе перехода от гражданской войны к миру и взятия под контроль большевиками большей части страны начались повсеместные преобразования быта и одновременно – взятие под идеологический контроль всех сторон жизни. Рупорами пропаганды нового советского образа жизни стали кино, песни и литература. Так появилась красная романтика. В одиннадцатом номере за 1923 год журнала «Красные всходы» (являвшегося печатным органом Закавказского крайкома РКСМ), повесть «Красные дьяволята» была идейно оценена по достоинству и названа «вкладом, безусловно, ценным, в ту область литературы, о которой наш союз так много говорит, в область так называемой красной романтики».

Несмотря на то, что часть книг с красной романтикой оказалась невостребованной читателями, выпуск литературы для рабочей молодежи продолжился. В конце 1923 года издательство «Молодая гвардия» отпечатало первые книги из новых патриотических серий – «Библиотека комсомольской молодежи» и «Комсомольские писатели». С этого момента и до конца 1925 года, как утверждал В.Н. Ганичев (Боевой опыт комсомольской печати. М. 1973), издательством было напечатано около тысячи книг и брошюр суммарным тиражом около тринадцати миллионов экземпляров.

Но мало было издать новую «правильную» литературу, нужно было сделать ее востребованной, для чего убрать конкурентов – так называемую «буржуазную» литературу, с прежними ценностями. Для этого нужно ее больше не переиздавать и сделать ранее изданное недоступным для читателей. Неслучайно по распоряжению, отданному руководством библиотечного отдела Главполитпросвета, в Москве и других крупных городах в 1923-1924 годах из массовых библиотек производилось изъятие книг. По уверениям Надежды Крупской, это делалось для блага читателей — «это была простая охрана его интересов».

В издании подробно разбирается, какие перемены проходили в кино, на сцене театров и на эстраде, как происходило отмечание религиозных праздников, и формировались новые ритуалы «сталинской елки». Уделено также внимание разводам и борьбе с пьянством, одежде и жилью.