Владислав Козырев. Профиль одержимости

профиль одержимости

Сложный, многоплановый роман современного писателя посвящен и проблемам, актуальным для человека наших дней, и системным историческим процессам, которые закономерно сформировали современное общество именно в таком виде. Получается захватывающая панорама цивилизации, подобной бескрайнему океану, в глубинах которого скрыто много тайн, в том числе, и опасных. Одновременно с этим вдумчивое внимание уделено и, говоря метафорически, отдельным каплям, составляющим этот океан, то есть, людям с их надеждами, желаниями и воспоминаниями.

Большая часть повествования ведется от имени наследника древнего европейского рода. Его семья была причастна ко многим решающим событиям прошлого. Но энергия когда-то славного рода уже иссякла, а традиционное для этой семьи жесткое воспитание превратило рассказчика в несчастного человека, который всю жизнь опасался проявлять эмоции и испытывать чувства.

Однажды в самолете рядом с ним оказывается англичанин, воспринимающий принадлежность к элите уже не как ответственность перед родом, а как расширенный комплект законных привилегий. Он был преуспевающим человеком, и чтобы окончательно утвердиться в истеблишменте ему оставалось вступить в престижный брак. Но все честолюбивые ожидания рухнули как раз потому, что персонаж вообще не стремился сдерживать свои желания. Особенно в общении с теми, кого считал низшими. Например, в Гонконге, где он, топ-менеджер крупного банка, посчитал себя полновластным белым господином и стал бесцеремонно домогаться внимания местной дамы…

В Санкт-Петербурге они оба встречают русского бизнесмена по имени Виктор, которого автор показывает воплощением гармоничной жизни. Он счастлив в браке, любит свою талантливую и красивую жену, радуется жизни, строит обоснованные планы на будущее. Виктор просто живет, но он, даже сам того не осознавая, предстает живым воплощением традиции. Хотя у него нет родословной, уходящей в глубину веков, и его знания, например, о Византии отрывочны, как у большинства современных людей. А рассказчик, потомок древнего рода, владеет теоретическими знаниями о традициях, но они оказываются в значительной части ложными, искусственно созданными. Но главное — в них нет даже тени живой полнокровной жизни.

Три собеседника идут к картинам Леонардо да Винчи, хранящимся в Эрмитаже. И вскоре их разговор переходит к странному совпадению начала Ренессанса с его не только творческим, но и научным подъемом Европы со временем упадка и гибели Византии цивилизации, разоренной и ослабленной первоначально именно европейскими крестоносцами. Если посмотреть на периоды Возрождения в Европе и соотнести с первыми крестовыми походами, то станет понятно, что в Европу привозили ученых той, Византийской, цивилизации, книги, идеи и технологии, созданные в Византии… «Не признав того, что руины византийской цивилизации лежат в фундаменте европейского Возрождения, не выйти из тени предательства и лжи».

Цивилизация — это нить поколений, ведущая в будущее, стремящаяся к идеалам. И в романе запечатлены не только судьбы отдельных людей, но судьбы цивилизаций, исторические корни современности — в первую очередь, связанные с нашей державой. Погружаясь в прошедшие века, автор анализирует не просто поступки и ошибки, а их роль в изменении тенденций и формировании грядущего.  Каждый человек не только представляет, но и создаёт цивилизацию. Роман показывает, как человек становиться частью цивилизации (семья, образование, окружение), а потом следует по этой тропе, как правило, продолжая её…