В чем кроется геройская сила?

Алекс Громов, Ольга Шатохина. Да что вы знаете о моем дедушке? (фрагмент повести)

Любая легенда, как и бизнес-план, нуждается в тщательном оформлении, после которого родители (задумщики) будут не в силах узнать свое дитя. Ничего личного – просто иначе исчезнет ее притягательная сила и борьба Добра со Злом перейдет на чисто бытовой уровень.

Что мы знаем о Фаусте? Доктор Фауст – персонаж народных преданий и высокой литературы, неутомимый искатель философского камня, хрестоматийное воплощение чернокнижника, заключившего сделку с дьяволом (неместным многофункциональным организмом). Но ведь все эти образы скрывают черты реально существовавшего человека. Или гуманоида…

Но, как известно из достоверных источников, Фауст-внук никогда не видел дедушку, поскольку еще до его рождения Иоганн-Георг отправился в очередную авантюрную экспедицию и пропал без вести в глубинах Космоса – по словам местных жителей, с концами (т.е. кое какими взятыми взаймы у них насущными для дальних странствий предметами – валенками, телогрейкой и инкрустированным перламутром баяном). По приватному мнению – на радость соседям и отдельным местным функционерам, по всей видимости, ему завидовавшим. Зато после его исчезновения в семье формировался небольшой, но пламенный культ и молодой человек с самого раннего детства рос среди рассказов о его дедушки приключениях – они были неизменно главной темой разговоров на семейных воскресных обедах. На Айдаху и впрямь не было никаких особых развлечений и тем более выдающихся уроженцев.  Именно поэтому не только семейству Фаустов, но и большинству соседей (не будем ссориться из-за этого гения!) показалось вполне справедливым обратиться к властям с предложением поставить памятник этому отважному путешественнику и естествоиспытателю, покорителю галактических глубин и кумиру далеких землян, испытавших благодаря ему настоящий экстаз науки. И тем самым морально оправдать невольно понесенными ими в той самой последней экспедиции…

Но пока в силе закон сохранения, все чего-нибудь да стоит и не так простой найти того, кто будет платить. Даже не из своего кармана. Количество великих деятелей во Вселенной строго ограничено. Как и соответствующее ему число их памятников и бюстов, а также пенсий почетным родственникам и потомкам. Галактические кредиты, как и планеты, любят счет, и если у вас нет соответствующих родственников и клонов в элите и администрации, то вряд ли ваша тетя, дядя, прадедушка и просто родоначальник попадут на страницы видеоизданий «Для тех, кто в школе». Поэтому в ответ на  соответствующее письмо Фаустов был получен внушительный конверт с печатями, содержавший, во-первых, официальный отказ в установке монумента, а во-вторых, — пухлую пачку квитанций на уплату административных штрафов и выплаты по искам частных лиц и организаций Земли и соответствующего сектора, пострадавших от неправомерных действий дедушки Фауста. Для ободрения семейства и косвенного подтверждения заслуг данного персонажа подчеркивалась и сумма пени, исчисляемая с момента отправки послания…

Так, городской суд Брауншвейга постановил взыскать с «магистра Иоганна Георгиуса Фауста младшего» стоимость полного рабочего дня крестьянина Удо, приплюсовав к этому сумму выгоды, упущенной вышеупомянутым Удо на городской ярмарке, а также компенсацию морального ущерба, на основании следующих показаний.

«…Ваша честь, мой прадед намеревался купить там товар для своей торговли на нашей местной ярмарке, а также новую посуду для дома!.. А из-за этого инцидента не только предполагавшийся для оптовой закупки товар, но и вся хорошая посуда оказался раскуплена, и прадедушка понес еще и физический ущерб, поскольку прабабушка перебила кривые горшки о его голову!». Но причастность Фауста к получению означенным крестьянином физических травм при уничтожении некондиционной посуды суд счел недостаточно доказанной.

К решению суда был прикреплен аккуратно отсканированный и распечатанный фрагмент старинной хроники, где говорилось о том, что однажды Фауст шел пешком в Брауншвейг и, завидев крестьянина Удо, ехавшего в том же направлении на пустой телеге, попросился к нему в попутчики, но получил отказ.

Хроника гласила: «Фауст сказал ему: «Ты — грубиян и грязный невежа, и раз ты поступил со мною так жестоко, как без сомненья и с другими поступаешь и уже поступал, так у меня поплатишься за такие дела и все свои четыре колеса найдешь у разных ворот». Тут подскочили колеса на воздух так, что каждое колесо надо было искать у других ворот, а где — никто не заметил. И кони его повалились и остались недвижимы. Крестьянин сильно испугался… На это Фауст сжалился над ним и ответил: пусть возьмет он теперь ком земли и бросит его в лошадей; они оживут и поздоровеют, что и случилось. После того говорит он крестьянину: «Твое вероломство я не могу оставить вовсе без наказания, и отплатится тебе полной мерой за то, что показалось столь тяжким делом посадить человека на пустую телегу. За это, гляди, твои колеса лежат у города, у четырех ворот, там ты их и найдешь». Отправился туда крестьянин и нашел их, как ему доктор Фауст и предсказал, с превеликим трудом и стараниями, промешкав время, нужное ему для устройства своих дел».

Кроме того, галактической администрацией сектора на имя Фауста был выписан штраф за неправомерное использование программируемого горнопроходческого взрывного устройства с высокоточным определением разброса фрагментов породы. Это, как предположил Фауст-внук, было как раз то, с помощью чего дедушка раскидал тележные колеса по периметру славного города Брауншвейга.

В собственном дневнике Иоганна-Георга (бережно хранимом бабушкой и планируемом перейти по наследству к потомкам, но не официальным властям – из-за неизбежных новых штрафных санкций и пени) эпизод был описан кратко: «Уже три дня в Альтевике. Интересные древние находки, которые подтверждают мою теорию. По пути в город подвернул ногу, изрядно хромал, увидел живое человекоподобное существо на пустой телеге и хотел к нему вписаться. Он злобно посмотрел на мой студенческий прикид и фыркнул: ишь, какой умный, почему ж у тебя нет денег даже на место в почтовой карете?.. Пришлось проучить придурка парой фокусов. Было забавно»

Разумеется, сам факт, что спустя длительное время дедушку все же на Земле не забыли, не мог не радовать Фаустов, но отныне перед семейством стояла более насущная задача – как бы не платить и при это не пострадать. А если уж пострадать – то не слишком сильно. И тогда на семейном совете было принято решение – доказать этой самой администрации, что она ошибается – доктор Фауст – великий ученый. А как известно, семьи великих ученых за их опыты (пусть приведшие к ликвидации целой планеты), никогда не платят, а наоборот, еще получают солидные вознаграждения, а их родственники и наследники – посещают места опытов и экспериментов (пусть даже и неудачных) на казенный или благотворительный счет. После осознания этого факта и родилась идея диссертации младшего Фауста. Впрочем, надо признать, что все в семье искренни любили беспутного дедушку, и поэтому были готовы на ради не него на многое. Но платить по его счетам в это «многое» не входило.

К потенциальной работе над диссертацией Иоганн-Альберт подошел со всей ответственностью, надеясь заодно в дальнейшем перебраться обитать ближе к Центру Вселенной…