Софья Багдасарова. Воры, вандалы и идиоты: Криминальная история русского искусства

багдасароваБольшие деньги – это большие страсти. Настоящие предметы искусства обычно постоянно поднимаются в цене. Но найти и легально приобрести настоящее произведение искусства – совсем непросто, и помимо немалых сбережений, нужно еще очень хорошо разбираться потенциально приобретаемых творениях. В тексте рассказывается о том, как пытались (и до сих пор пытаются) разные личности заработать большие деньги на отечественном искусстве и что из этого получается. Прошли года (уже после распада СССР), когда появились новые русские, среди которых были и коллекционеры искусства и даже меценаты, которые стали собирать свои коллекции.
Но для этого многие (те, кто поприличнее), все же пользовались помощью экспертов. Другое дело – пару с небольшим десятилетий назад время и было другое, и люди. Тогда еще существовали эксперты, которые определяли подлинность картины на глаз, безо всякой химической экспертизы, а вот подделки предпочитали производить немаленькие (по размерам и цене), чтобы у владельцев сразу бросались в глаза и вызывали у непосвященных в искусство уважение. Но вот экспертных бумаг, да еще от разных контор, с каждым годом стали требовать больше…
Помимо реально случившихся историй с подделками, похищениями и покушениями на картины, в тексте есть множество забавных историй (вежливо называемых байками), описывающих времена и нравы как людей искусства, так посторонних, пытающихся на этом заработать.
«Иногда приносят на продажу вещи – просто плакать хочется от наивности.  «Пикассо! Из дворца самого Саддама Хусейна!» Очень трудно их разубеждать, что это не Пикассо. Когда американцы новую войну начали, то пошла другая волна легенд — «это из Ливии». Приносят картины, иногда в рулонах, неправильно свернутых, иногда вообще полотно скомканное, почти в кулечек.
И два миллиона долларов за него просят…

Человек из Баку предлагает рояль: — Самому Герману Герингу принадлежал! Бери всего за 200 тыс. долларов!
— Зачем мне рояль?
— Бери! У меня его сам английский посол хотел купить! За миллион долларов.
— Чего ж не продал?
— Он сказал: «Доставь мне его в Лондон, там заплачу».
— Слушай, ну арендуй грузовой самолет до Лондона, оплата грузов по весу, рояль не так уж много весит, наверняка дешевле миллиона долларов будет — точно в прибыль выйдешь.
— Нэт, нэ хочу связываться. Видел я потом тот рояль. Весь белой краской перекрашен, даже струны внутри».
На борьбу с подделками повлияло и развитие интернета – поскольку все европейские аукционы выкладывают в открытый доступ свои каталоги, то уже стало невозможным купить картину менее известного автора и «немного доделать», продав уже как творение прославленного мэтра.