Алекс Громов. Арктика в Великой Отечественной войне

IMG_4333

Алекс Громов. Арктика в Великой Отечественной войне

М. : Паулсен, 2020. – 316 с. : илл. 50. ISBN 978-5-98797-246-5

арктика обл — копия

 

В год 75-летия победы в Великой Отечественной войне известный историк и писатель Алекс Громов представляет свою новую книгу, посвященную войне в Арктике.

Презентация книги Алекса Громова «Арктика в Великой Отечественной войне» состоялась во время Московской международной книжной ярмарки в Манеже.

20200905_163125

Книга «Арктика в Великой Отечественной войне» была представлена в книжном магазине «Достоевский» на Воздвиженке.

IMG_4319

 

ПУБЛИКАЦИИ

GOARCTIC.RU

Screenshot_4

 

 

О войне в Арктике написано немало, в том числе и на нашем портале. Однако книга Громова – это очень хорошее систематизированное чтение на эту тему. Здесь излагается множество неизвестных широкой публике фактов, но не в погоне за сенсацией, а с целью как можно точнее воссоздать картину военных действий на Севере. Немецкое наступление здесь было яростным – гитлеровцам важно было как можно скорее захватить незамерзающий мурманский порт – однако захлебнулось, в первую очередь, благодаря мужеству советских войск, но, отчасти, и благодаря трудностям войны в Заполярье, поскольку опыта ведения таких боевых действий у германской армии почти не было. Такой опыт был у финнов, но они задействовались в основном для окружения Ленинграда, а также для разведки.

Screenshot_3

 

 

ЖУРНАЛ «МОСКВА»

Screenshot_5

 

В книге подробно рассказывается о наших летчиках-героях, в том числе — Захаре Артёмовиче Сорокине, «Заполярном Маресьеве», сумевшем вернуться в строй и летать, после того, как ему ампутировали ступни. В октябре 1941 года Сорокин вместе с летчиком Дмитрием Соколовым вступили в бой с четырьмя «Мессершмиттами-110». Сорокин сбил одного очередью, но кончились боеприпасы и другой немецкий самолет Сорокин протаранил, отрубив хвост. Но и самолет самого Сорокина был поврежден, и он посадил его на лед небольшого замёрзшего озера. И тут к самолету ринулся с лаем огромный дог. Летчик вспомнил, как товарищи не раз говорили, что немцы часто берут с собой в полёт служебных псов. Пристрелив злобную собаку, раненый Сорокин вылез из кабины и увидел подбитый им «Мессершмитт-110». Немецкий летчик начал стрелять, Сорокин прицелился и выстрелил, враг упал и больше не двигался. Но в Сорокина стал стрелять второй немец, который начал кричать: «Русс, сдавайс! Русс, не уйдёшь!». Началась рукопашная схватка — немец ударил Сорокина финкой по лицу, но наш летчик сумел врага убить. Теперь нужно было двигаться к своим — по ледяной пустыне. Так продолжалось долгие шесть дней — превозмогая боль, двигаясь, спотыкаясь и падая, выстрелив в волка, который пошел за ним, Сорокин прополз около 70 км по тундре, пока его не увидели североморцы.

ДИЛЕТАНТ МЕДИА

Screenshot_6

 

В годы Великой Отечественной войны Северный морской путь сделал возможной поставку столь необходимой СССР помощи союзников. В Арктике же проходили знаменитые полярные конвои.

В мае 1942 года приказом наркома Военно-Морского флота адмирала Н. Г. Кузнецова при Учебном отряде Северного флота (сформированном еще в 1940 году) была создана Специальная Школа юнг ВМФ. Она располагалась на Соловецких островах и позже получила название «Школа юнг Северного флота».

В школу отбирали 15 — 16-летних юношей-добровольцев, имеющих образование 6 — 7 классов. Были среди принятых и более юные. Они выправляли себе документы, стремясь как можно раньше начать учиться, стать членом команды боевого корабля и сражаться с врагом. Чтобы не вызвать прибытия в школу непрошеных юных энтузиастов, командование Северного флота решило не производить широкого оповещения о наборе. Тем не менее сотни мальчишек, узнав об открытии Школы юнг, обратились в городские и районные комитеты комсомола, чтобы те отправили их туда учиться. Преимущества были у детей военных и воспитанников детских домов, а также у ребят, которые уже сражались с немцами в партизанах отрядах, и сыновей полка.

КНИЖНОЕ ОБОЗРЕНИЕ

Screenshot_7

 

«Годы Великой Отечественной войны писатель Юрий Герман провел при Политическом управлении Северного флота и на Беломорской военной флотилии в качестве военного корреспондента ТАСС и Совинформбюро, писал очерки и статьи героях обороны Заполярья. Он пробыл на Севере всю войну, там и написал несколько повестей («Би хэппи!», «Аттестат», «Студеное море», «Далеко на Севере») и пьес («За здоровье того, кто в пути», «Белое море»)».

 

Screenshot_1

Аннотация:

Хотя всем интересующимся Арктикой хорошо известна выдающаяся роль наших солдат, краснофлотцев, местного населения и представителей коренных народов, обеспечивавших нужды фронта и тыла, эта страница истории все еще не так широко освещается в литературе. А между тем именно Арктика, Северный морской путь сделали возможной поставку столь необходимой Стране Советов помощи союзников, именно там проходили знаменитые полярные конвои.  Автор книги описывает события в Заполярье 1941–1945 годов, подкрепляя рассказ документами и фотографиями.

Screenshot_2

Фрагмент книги:

10 сентября 1930 года дирижабль «Граф Цеппелин» впервые прибыл в Москву, а в конце июля следующего года совершил упомянутый выше полет над советской Арктикой. Совершив посадку на воду в бухте Тихой (архипелаг Земля Франца-Иосифа), дирижабль обменялся почтой с советским ледоколом «Малыгин». Существует даже почтовая марка, на которой изображен «Граф Цеппелин» на фоне полярной природы и советского ледокола.

Сама экспедиция, стартовавшая из Ленинграда, была вполне официальной. В городе на Неве немецким участникам во главе с Гуго Эккенером организовали торжественную встречу с оркестрами и приветственными речами. Предстоящий полет широко освещали в советской печати. Дирижабль прошел в Ленинграде предполетную подготовку и переоборудование.

цеппелин

В полете принимали участие и советские ученые: Рудольф Самойлович, который возглавлял в 1928 году экспедицию на ледоколе «Красин» по спасению Умберто Нобиле и его спутников (их дирижабль «Италия» потерпел катастрофу во льдах); изобретатель метеорологического радиозонда Павел Молчанов; инженер Федор Ассберг – в 1935 году он на правах уполномоченного «Дирижаблестроя» будет руководить установкой в Свердловске 40-метровой причальной мачты для дирижаблей, первой в СССР и самой высокой в Европе; радист Эрнст Кренкель, будущий знаменитый полярник-папанинец.

Гуго Эккенер проложил маршрут через Баренцево море к Земле Франца-Иосифа, дальше через Северную Землю на полуостров Таймыр, а потом к Новой Земле, откуда планировал лечь на обратный курс в Берлин. Советское руководство одобрило этот маршрут. Эккенер намеревался вести свой дирижабль над крайне труднодоступными и почти безлюдными в то время местами.

Содержание

ЧАСТЬ 1

Предчувствие грозы

Довоенная Арктика . 5

Планы немецкого командования по захвату арктических областей СССР . 10

 

Тайные базы рейха в Арктике . 13

 

«Граф Цеппелин» над Арктикой . 18

Роль Финляндии в планах военных действий против СССР . . 22

Советские укрепрайоны в Арктике . 27

Только не провокации! . 30

Последние приготовления к войне . 36

Система оперативных готовностей . 38

Прикрыть горло Белого моря . 44

ЧАСТЬ 2

Начало войны

Налеты и десанты . 56

Воздушное противостояние . 58

Первый натиск . 63

Битва за Мурманск . 64

Подвиг сторожевика «Туман» . 71

Первые «харрикейны» . 72

Сага о летчике Сафонове . 74

Когда бежала группа «Норд» . 87

Блицкриг не состоялся . 88

Захар Сорокин – заполярный Маресьев . 90

Первый подводник – Герой Советского Союза . 93

ЧАСТЬ 3

Обстановка в северном тылу

Рельсы на льду . 108

Незамерзающий порт . 109

Борьба с криминалом . 112

Народное ополчение Архангельска . 114

Караваны в тундре: на оленях и собаках . 115

В тыл противника . 117

К врагу – без жалости, людей – защищать . 121

Экспедиции за пропитанием: птичьи базары, грибы и ягоды . 122

Даешь огородную кампанию! . 124

Огонь и вода . 125

Судьба старого капитана . 126

Ловили всё: рыбу, мины, уголь . 128

Школа соловецких юнг . 129

Вариант встречи «большой тройки» в Арктике . 131

ЧАСТЬ 4

По ледяным волнам

Опыт «битвы за Атлантику» при подготовке северных конвоев . . 140

Зона молчания . 149

Маршрут и ордер: как шли конвои в Мурманск . 150

Гибель парохода «Сталинград» . 154

Угроза с воздуха . 158

Угроза из-под воды . 160

Гибель «золотого крейсера» . 161

Доступ к связи: Энигма . 167

Всепроникающий радар . 168

Разгром PQ-17. Ошибка или расчет? . 169

Поражение немцев в Северной Атлантике и арктические конвои . 184

Союзники на Севере . 194

Арктика и Второй фронт . 196

Значение конвоев . 197

ЧАСТЬ 5

Рейды. Оружие. Люди

Минная война . 208

Подводная война . 212

Операция «Ловля лосося» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .225

Атаки на полярников . 226

«Вижу незнакомый крейсер…» . 229

Оборона Диксона . 234

ЧАСТЬ 6

Путь к победе .

Контрразведка не дремлет, разведка – тоже . 242

Как «Радуга» стала новогодним позором . 245

Охота на линкор . 249

Бой у мыса Нордкап . 255

Операция «Вест» . 260

Как охотники за подлодками океан пересекли . 262

Десант в Лиинахамари . 264

Слава и память .

«За оборону Советского Заполярья» . 272

История песни «Прощайте, скалистые горы…» . 274

«Держать своё место» . 275

Валентин Пикуль: в боях за Арктику . 276

Юрий Герман: своими глазами . 277

«…Хороший парень, инглиш, англичанин, летчик, он дрался над нами» . 281

«Два капитана» и их реальные герои . 283

Поэты сражающейся Арктики . 289

Кинообразы сражающейся Арктики . 293

Матрос-счастливчик с «Площади Революции» . 300

Список использованной литературы 309

Screenshot_3

 

Фрагмент книги:

По данным разведки, доложенным командованию Северного флота, немцы имели преимущество в самолетах: на территории оккупированной ими Норвегии базировалось 400 машин, а на территории союзной Финляндии – 600, причем многие из вражеских пилотов имели почти двухгодичный опыт боевых действий в небе Европы, в том числе бомбометания с пикирования.

Так, например, высадка людей с транспорта «Моссовет» (грузоподъемность 5 тысяч тонн) в Титовке, небольшом рыбачьем поселке, расположенном в бухте Мотовского залива, проходила под непрерывными налетами вражеских самолетов, которые применяли бомбометание с пикирования. Однако, несмотря на то что «Моссовет» представлял собой удобную цель для вражеской авиации, которая начала бомбить судно с момента выхода из Кольского залива, сопровождающие «Моссовет» эсминцы и катера сумели отогнать огнем вражеские самолеты, и в транспорт не попала ни одна бомба.

В течение 25 и 26 июня 1941 года советские летчики сбили на Севере 10 вражеских самолетов, потеряв при этом шесть истребителей.

А. Г. Головко так описывает в своих мемуарах события 27 июня: «Проявили себя артиллеристы. Прежде всего, артиллеристы той самой батареи, которая первой открыла 22 июня огонь по вражескому конвою. Батарея находится на полуострове Среднем и установлена там после финской кампании. Пушки ее не из новых, но достаточно хорошие, чтобы выполнять свою задачу. Расположена батарея так, что своим огнем преграждает вход в Петсамо и выход из Петсамо в море. Командует ею старший лейтенант Космачев, гордый тем, что является командиром самой правофланговой батареи Советского Союза. Внушает доверие к себе спокойствием и полезной долей упрямства. Хорошая боевая и политическая подготовка личного состава батареи вновь подтверждена сегодня. Утром из Петсамо вышел сторожевой катер. Батарея потопила его буквально в две-три минуты. Артиллеристы торжествовали. Пришлось предупредить их, чтобы ждали удара с воздуха и не очень надеялись на прикрытие: обеспечить их истребителями мы не могли».

Спустя несколько часов группа из 35 немецких самолетов начала применять бомбометание с пикирования, но зениткам и пришедшим на помощь батарее истребителям удалось сбить два «юнкерса». В результате вражеского налета одно из орудий выведено из строя, среди артиллеристов были убитые и раненые. Через пару часов немецкие самолеты появились снова, но командир батареи получил приказ не открывать огонь по противнику, как будто батарея уничтожена. Когда же враг вновь попытается пустить свои конвои и попадет под огонь «уничтоженной» батареи, это будет для него неприятной неожиданностью.

Командующий 14-й армией В. А. Фролов сообщил Головко, что собирается использовать армейскую артиллерию для огневого налета по скоплениям немецко-финских войск. Задача – помешать каким-либо неожиданным действиям немцев на суше, например, против Мурманска. Цели артобстрела заранее изучены.

Тем временем началась эвакуация детей и женщин из Полярного и других гарнизонов на пароходе «Ост». Когда он отошел от причала, началась бомбежка…

Фото из книги «Арктика в Великой Отечественной войне»