Сальери – враг или друг Моцарта?

18 августа 1750 года в итальянском городе Леньяго, что неподалеку от Вероны, у купца Сальери родился сын, нареченный Антонио. Он еще в детстве проявил музыкальную одаренность. После смерти родителей его взяла на воспитание богатая и знатная венецианская семья, которая позаботилась о его образовании. А известный композитор из Вены Флориан Гассман, оценив талант Сальери, помог ему устроиться в столице Австро-Венгрии.

моцарт и сальери

Антонио Сальери быстро завоевал известность и как композитор, и как преподаватель. Среди его учеников были Шуберт, Лист и Бетховен. Им написано свыше сорока опер, выдержанных в итальянских традициях.

Успехи Сальери, как признанного композитора и дирижера, придворного капельмейстера в Вене, были омрачены под конец его жизни слухами, что он отравил Моцарта. Современники считали, что именно отчаяние перед этой клеветой подорвало здоровье Сальери настолько, что в последний период жизни у него помутился рассудок.

Поводом для ненависти Сальери к Моцарту принято считать зависть. Хотя у Сальери была намного более устойчивое положение в обществе – престижная должность придворного капельмейстера, успех его произведений у публики. Кстати, именно в качестве капельмейстера Сальери немало помог Моцарту, добившись включения в репертуар императорской труппы его оперы «Свадьба Фигаро».

«Он слушал и смотрел со всей внимательностью, и от симфонии до последнего хора не было ни одной пьесы, которая не вызвала бы у него [восклицания] bravo или bello»

Моцарт о Сальери на премьере оперы «Волшебная флейта»

Причиной того, что злополучный слух не был забыт, стала одна из «маленьких трагедий» Александра Пушкина – «Моцарт и Сальери». В ней наш великий поэт красочно изобразил, как зависть к чужому таланту толкает Сальери на преступление. Впоследствии многие поколения читателей принимали эту версию как единственно верную. Современники Пушкина восприняли его пьесу намного более критически.

«…есть ли верное доказательство, что Сальери из зависти отравил Моцарта? Коли есть, следовало выставить его напоказ в коротком предисловии или примечании уголовной прозою; если же нет, позволительно ли так чернить перед потомством память художника?..»

Павел Катенин, поэт, драматург, литературный критик

В наше время подобным вопросом никто бы не стал задаваться – хайп превыше всего! Но при жизни Пушкина пьеса «Моцарт и Сальери» успеха так и не получила. Зато потом, в историческом масштабе, «солнце нашей поэзии» хайпанул знатно – общественное мнение дружно признало бедного Антонио Сальери убийцей Моцарта. Музыканты многих стран долгое время соблюдали «обет молчания» в отношении его произведений.

Никаких доказательств того, что обвинение может опираться на реальность, с тех пор и до наших дней обнаружено не было. Более того, Сальери никак не мог отравить Моцарта, подсыпав ему ударную дозу яда, — последний раз они встречались лично за несколько месяцев до кончины Вольфганга Амадея.

В Италии слухи о злодействе Сальери долгое время почти не были известны. А когда – уже в наши дни — итальянцы осознали, что их славного соотечественника, одного из отцов-основателей классической оперы в ее современном виде, многие считают преступником — поднялся шум. По инициативе преподавателей Миланской консерватории был организован судебный процесс по обвинению Сальери в убийстве Моцарта. По всем правилам, с прокурором и экспертами, с представлением всех архивных свидетельств, какие только возможно было найти.

Сальери признали невиновным.

Ольга Шатохина