Соловецкий юнга Валентин Пикуль

пикуль4

13 июля 1928 года в Ленинграде (по уточненным сведениям) родился Валентин Саввич Пикуль. В тринадцать лет был эвакуирован из блокадного Ленинграда, был принят в Соловецкую школу юнг, воевал на фронте. После войны, не имея высшего образования, Пикуль занимается самообразованием, решив посвятить себя литературной деятельности. Решение стать писателем он принял в семнадцать лет – в своих воспоминаниях он писал, что «начал писать потому, что порой не находил в литературе тех лет этой самой правды». Это был 1947 год – время постановлений о «журнале Звезда» и гонений на литературу. Но именно тогда появились на свет многочисленные произведения о недавно закончившейся Великой Отечественной войне, многие из которых были полны псевдоромантизма и ложного пафоса. У фронтовика Пикуля такие издания вызывали негодование. Конкретной книгой, подтолкнувшей его к писательству было «Морское братство» С. Зорина (вышедшая в 1945 году в Воениздате) – о ней теперь вспоминают только благодаря запискам Пикуля. После его смерти в России свет увидели уже девять полных собраний сочинений Валентина Пикуля. Творческим наследием писателя являются: 22 исторических романа и 164 исторические миниатюры. Произведения Пикуля издавались миллионными тиражами, переводились на многие иностранные языки, экранизировались. Всего при жизни писателя (исключая журналы и зарубежные издания) было издано 19.760.000 экземпляров.

А.И. Пикуль. Жизнь и творчество Валентина Пикуля в фотографиях и документах

В России каждый год публикуется тысячи исторических романов, большинство из которых благополучно забываются после прочтения. Только немногие книги пережили испытание временем. Среди них- произведения В. Пикуля. Им написаны 22 исторических романа и 164 исторические миниатюры, и ни одно из этих сочинений не оставило читателя равнодушным, потому что в основе творчества Валентина Пикуля лежит любовь к России. Он проделал громадный труд по исследованию и популяризации русской истории.

пикуль2

По свидетельству библиографов, произведения писателя изданы на 21-м языке общим тиражом почти в полмиллиарда экземпляров. После его смерти в России свет увидели уже девять полных собраний сочинений Валентина Пикуля. Произведения этого автора издавались миллионными тиражами, переводились на многие иностранные языки, экранизировались. Всего при жизни писателя (исключая журналы и зарубежные издания) было издано 19.760.000 экземпляров. Поклонники писали ему письма с адресом «Рига, Пикулю» – и они доходили. Чтобы получить заветные томики книг, они собирали и сдавали макулатуру. Отыскав «Фаворита» на черном рынке, легко расставались с половиной зарплаты. Очереди за произведениями Пикуля выстраивались километровые, люди писались с ночи.

Но и за последние десятилетия Валентин Пикуль по-прежнему остается одним из наиболее читаемых в России писателей. Миллионы соотечественников находят в его романах глубинные отголоски жизни своих далеких предков — пожалуй, это одна из самых главных причин столь живого интереса читателей к произведениям писателя.

О Пикуле, его творческой «кухне», непростой судьбе и истории создания знаменитых произведений, рассказывается в книге «лучшего эксперта по жизни и творчеству Пикуля» А.И. Пикуль, его бессменной спутницы и соратницы на протяжении последних лет жизни писателя, хранительницы его архива, его памяти и наследия.

Составленный ею фотоальбом уникален тем, что является первой в мире (а Пикуль остается одним из самых популярных русскоязычных писателей за рубежом) фотолетописью, рассказывающей о жизни и творчестве «адмирала отечественной истории». В нем собраны  портреты писателя (и даже дружеские шаржи на него), экслибрисы и рисунки, выполненные Кукрыниксами, А. Набатовым, Ю. Вовком…

После войны, не имея высшего образования, Пикуль занимается самообразованием, решив посвятить себя литературной деятельности. Решение стать писателем он принял в семнадцать лет – в своих воспоминаниях он писал, что «начал писать потому, что порой не находил в литературе тех лет этой самой правды». Это был 1947 год – время постановлений о «журнале Звезда» и гонений на литературу. Но именно тогда появились на свет многочисленные произведения о недавно закончившейся Великой Отечественной войне, многие из которых были полны псевдоромантизма и ложного пафоса. У фронтовика Пикуля такие издания вызывали негодование. Конкретной книгой, подтолкнувшей его к писательству была «Морское братство» С.Зорина (вышедшая в 1945 году в Воениздате) – о ней теперь вспоминают только благодаря запискам Пикуля.

Год за годом он работает без выходных и отпусков, как на войне. Он постоянно дорабатывал свои произведения, вводил новые детали, уточнения, подсказанные многочисленными читателями. Часто ему писали родные и близкие, дети и внуки его персонажей. Почерпнутые  из их писем сведения писатель аккуратно вносил в свою картотеку исторических лиц…

Помимо текстов самого В.С. Пикуля (взятых из его воспоминаний, статей и записей) и размышлений его вдовы,  добавлены многочисленные комментарии друзей и коллег, наглядно иллюстрирующие те обстоятельства, в которых создавались многие произведения, рассказывается о том, как «еще недавно кое-кто, чисто по-большевистски, пытались выкинуть Пикуля из литературы, что в ответ на это выкидывал Пикуль, и что творилось в магазинах, когда в продажу поступали книги Пикуля».

Феномен книг Пикуля заключался в их достоверности – собирая материал для своих книг, писатель заполнял историческими сведениями биографические карточки, воскресив из небытия тысячи забытых имен русской истории, воздав должное героям и дав оценку подлецам…

Многие критики называли Пикуля советским Дюма. а некоторые зло шутили: «Коммунизм есть советская власть плюс пикулизация всей страны!». Но Пикуль – гораздо достовернее Дюма, чей полет фантазии в романах не сдерживался  рамками исторической правды.

Отечественный романист был более достоверен, по словам А.И. Пикуль: «больше всего писатель уделял внимание первоисточникам: документам, мемуарам, свидетельствам очевидцев, летописям, эпистолярному наследию. Суждение одного лица о том или ином факте может быть субъективным. Поэтому Валентин Савич взял себе за правило: находить воспоминания  4-5 очевидцев, чтобы на этом основании судить о предмете беспристрастно».

В поисках исторической правды, собирая необходимые материалы по истории государства,  достоверной информации и знания необходимых нюансов Прошлого, Пикуль постепенно становился обладателем уникальной библиотеки (11 тысяч томов). Это обстоятельство имеет огромное значения для понимания его романов в 80-90 гг. прошлого столетия. Ведь по словам Антонины Ильиничны,

«…когда Пикуль писал свои романы и миниатюры,  массовому и даже продвинутому читателю был неизвестен практически весь массив дореволюционной исторической литературы… Доводя малоизвестные факты до самой широкой аудитории, Пикуль во многом программировал всплеск интереса к российской истории в конце 1980-х. Чего стоит развенчание мифа о потемкинских деревнях в «Фаворите»! Пикуль практически первым в советское время в романе «Моонзунд» дерзнул вывести адмирала Колчака не извергом-контрреволюционером, а выдающимся военачальником Первой мировой».

Сам романист не раз говорил, что главная задача его творчества – пробудить нравственный интерес потомков к истории родной страны, увлечь их романтикой и героизмом не только давно ушедших эпох, но и недавнего прошлого, обогатить чувством Родины, настоящего, а не квасного патриотизма. Книги Пикуля-мариниста отличаются не только глубоким знанием флотских будней, но также знанием людей, морских традиций и истории российского и советского флота.

Литературная портретная галерея, созданная Пикулем, его исторические миниатюры открыли миллионам читателей десятки имен, порой незаслуженно забытых Отчизной. В них нашлось место не только королям (Карлу XII), прославленным генералам (М.Д. Скобелеву, В.Г. Костенецкому),  композиторам (Н.А.Римскому-Корсакову), но и теперь малоизвестному писателю-декабристу, «герою своего времени», А.А. Бестужеву-Марлинскому… В этих миниатюрах рассказывается множество любопытных эпизодов из жизни и быта старины, обычных людей.

Каждое новое поколение открывает для себя своего Пикуля, экранизируя те или иные романы, перечитывая и открывая для себя неизвестные грани отечественной истории.

Вспоминая слова В.В. Маяковского: «Товарищу Нетте, пароходу и человеку», можно их отнести и к Пикулю – моря бороздят: теплоход Балтийского морского пароходства, тральщик Черноморского флота, пограничный катер тральщик «Валентин Пикуль». Ежегодно, в день рождения В.С. Пикуля, литераторам, чьи произведения послужили продолжению и развитию лучших традиций, заложенных в нашей исторической романистике Валентином Пикулем, вручаются дипломы лауреатов «Литературной премии им. Валентина Пикуля».

 

Алекс Бертран Громов