Тайна великой любви

Судьба персидского царя Хосрова II и его любимой жены Ширин осталась в человеческой памяти как одна из самых романтических историй о великой любви. Фирдоуси писал о них в «Шахнаме». Низами посвятил им целиком свою поэму «Хосров и Ширин».

Но в этих классических произведениях тема представлена по-разному. И ученые до сих пор ломают голову над тем, почему каждый из великих авторов выбрал именно такой взгляд на величайшее лирическое предание.

хш3

Фирдоуси излагает его как историю взаимного влечения с первого взгляда. Эта любовь, однажды вспыхнув, остается с героями навсегда, преодолевает все преграды, любые житейские препоны и сословные границы. Хосров встречает Ширин еще в юности и сразу влюбляется. Но девушка – из простой семьи, которая не входит в тот круг избранной аристократии, где властители обычно выбирают себе жен. Наследник престола Хосров становится шахом, он поглощен государственными делами и забывает о первой любви. И однажды, когда он со свитой едет на охоту, он снова видит Ширин, стоящую на плоской крыше своего дома…

Потерять возлюбленную вновь Хосров отказывается. Но намерение шаха взять в жены простолюдинку вызывает возражения у приближенных, уверенных, что такое нарушение обычаев недопустимо. Фирдоуси описывает как Хосров с помощью эффектной аллегории, меняя в драгоценной чаше кровь животного на лучшее вино, доказывает своим вельможам, что чаша безупречна сама по себе, и подобающее наполнение лишь подчеркивает это. Придворным остается признать его правоту и смириться.

Все эти события в «Шахнаме» разыгрываются еще до того, как полководец Бахрам Чубин, бунтовавший еще против отца Хосрова, сумел свергнуть молодого правителя. Война с Бахрамом, бегство в Византию в поисках помощи – в этих испытаниях Ширин  как верная супруга сопровождает Хосрова. В исторических документах того времени, например, в письмах самого Хосрова II она также упоминается.

А вот Низами рисует совсем иную картину. При создании своей поэмы он использовал не столько исторические хроники, сколько народные легенды. В них, как и в поэме «Хосров и Ширин», изображено в большей степени соперничество, чем всепобеждающая любовь, хотя к финалу она и выходит на первый план. Здесь Ширин не просто благородного происхождения, а царского рода – дочь правительницы сопредельной страны. При этом Хосров предпочитает пожертвовать своим чувством ради государственных интересов и жениться на дочери византийского императора, чтобы заручиться поддержкой могущественного союзника. От тайных свиданий с возлюбленным Ширин отказывается. При этом у вернувшего себе трон и могущество царя появляется соперник – простой каменщик Фархад. Хосров требует, чтобы тот не смел и думать о Ширин, но тщетно.

Правда, принцесса Ширин все еще любит Хосрова… Но тот в версии Низами оказывается настолько ревнивым, что намерен любой ценой избавиться даже от гипотетического соперника. Вельможи советуют шаху дать Фархаду невыполнимое задание – проложить дорогу сквозь гору, но это не помогает. В итоге появляется ложное известие о смерти Ширин, которое оказывается роковым для Фархада.

Низами пишет об отчаянии Ширин, осознавшей, что ее возлюбленный Хосров – человек недостойный. Однако после кончины своей византийской жены он сватается к Ширин – и она соглашается. Поэт приписывает дальнейшие заслуги царствования Хосрова благотворному влиянию Ширин, рядом с которой он стал просвещенным и заботливым правителем. Но итого все равно трагичен: сын Хосрова и византийки свергает и убивает отца, стремясь отнять у него не только корону, но и прекрасную Ширин. А она не может пережить смерти любимого мужа и уходит из мира вслед за ним.

Алекс Бертран Громов

Источник иллюстрации