Fashion India. Глава «Индийские танцы»

Фрагмент книги Арти Д. Александер «Fashion Индия. Энциклопедия».

fachion india_1Искусство индийского классического танца

Классические и народные танцы Индии тесно взаимосвязаны, постоянно влияя друг на друга и создавая новые формы, иногда возрождая в этом новом — хорошо забытое старое. Эта глава посвящена краткому ознакомлению с обширным и ярким миром классического индийского танца, представленного в виде семи различных стилей, имеющих долгую историю культурного развития. Терминология, названия отдельных элементов костюма и т.д. в различных школах и языках может иметь отличия. Например, в южноиндийских стилях танца — приняты тамильские названия, но школы изучающие их вне штата Тамил Наду иногда используют адаптированный вариант, или местные языки. Санскрит, который входит в традиционную систему обучения во всех штатах Индии, также популярен среди профессиональных танцоров, благодаря древним трактатам по музыке и танцу. Теме индийского классического и народного танца, традициям, формам обучения, истории, философии, музыке и костюмам, посвящена отдельная книга автора «Танцующие с Богами».

20150912_163300

Стиль «Катхак»

Северная Индия. Виртуозный городской стиль севера Индии. Как отдельный стиль индийского классического танца, он сформировался при дворе последних навабов, хотя в нем заметны элементы сразу нескольких традиционных фольклорных драматических постановок. Когда-то во Вридаване и Матхуре можно было увидеть драму «Кришна-Радхалила».

Хотя этот стиль берет начало в глубокой древности Индии, его современная техника совершенно новая благодаря таланту потомственного композитора и танцора пандита Тхакара Прасада. Она постепенно нарабатывалась по отдельным фрагментам, вносимым в катхак семьями прославленных исполнителей этого стиля. Окончательное совершенствование техники происходило в последние сто лет. И сегодня его техника имеет два измерения, в катхаке нет «разрывов» и «изгибов» — только вертикальные положения. И самая важное — работа ног, создающих при помощи множества звонких колокольчиков «гунгру» различной сложности ритмы и акценты звучания. Изысканность и гармонию стиля демонстрируют в смене скорости танца, в пируэтах и скользящих пассажах.

Построение выступления обычно придерживается традиционной схемы. Для индийских танцев свойственно обращение к покровителям — гуру и богам, в катхаке это также занимает вступительную часть выступления.

«Нритта» — чистый танец, сочетается с непродолжительными отрывками под повторяющуюся музыку. «Абхинайю» — пантомиму, хорошо известную в деревнях и на городских сценах, поясняют стихами на хинди. Интересный элемент в пантомиме — возможность импровизации по строкам стиха, что говорит о высоте мастерства танцора.

Другая импровизация, указывающая на техничность и особое восприятие ритма танцора — его ритмический диалог с ударным инструментом «табла». Когда танцор должен повторить, а иногда и разнообразить звучание заданной ритмической темы.

В музыкальное сопровождение катхака включены: певец, барабанщик на двух барабанах «табла» или одинарном «пакхавадже», и еще один старинный инструмент, создающий музыкальный фон (cтрунный — «тампура» или клавишный — «хармония»). Кроме этого, группу иногда дополняют и другие инструменты, особенно для выступлений на больших сценических пространствах с сильной акустикой.

Мимика в катхаке играет свою роль в создании настроения «бхава» и используется до развития основной темы танца. В катхаке нет жестовых фраз, подобных языку жестов бхаратнатьям, или одисси — полностью отрицающего основы техники катхака, так как одисси строится на изломах и сдвигах тела. Тем не менее, продуманные и стилизованные движения рук понимаются зрителем как «взгляд на возлюбленного», «дорога», «павлин», «игра с вуалью», «нежность», или «кокетство»…

Звучащие в унисон тонким нюансам сложного барабанного ритма ножные колокольчики отличают наиболее искусных танцоров. Эта демонстрация ритмических узоров может заменить «нритью» и «абхинайю», если танцор делает ставку на это умение. Ведь в катхаке — главное место занимает именно ритм. Он во всем — в отдельных тактах и шагах, поделенный на множество мелких отрезков времени, в многообразии танцевальных движений.

Первоисточником текстов катхака считается санскрит, откуда черпались и лирические любовные темы. В 12-м веке нашей эры в него вошел язык хинди, более доступный восприятию простых людей, знающих стиль катхак больше по мистическим хороводам и танцам в честь бога-пастуха Кришны. Катхак основан на религиозной литературе и светским танцем стал только во времена могольского правления. При моголах его также исполняли танцовщицы города Лахора, являющегося центром искусств и культуры, и танцовщицы вывезенные из далекой Персии… которые пользовались, судя по источникам «Аин-и-Акбар», особым покровительством. И хотя катхак по сути своей отвергал строгости могольского поведения (обычай парды и т. д. — необходимый для женщин того времени), в нем тем не менее используется поэзия — «газели» и могольский стиль одежды: платье с шальварами.

«Чаккар» — важная часть техники катхака, быстрые пируэты и остановки в кружении — когда танцовщица уже замерла, а ее широкая юбка еще продолжает движение вокруг ног. Кружения особо ценятся по числу оборотов, чем их больше — тем лучше, танцовщица может вращаясь, двигаться по сцене или стоять на одном месте.

Вес тела в катхаке распределен равномерно на обе ноги, не допуская никакого сгибания колен и ступней, его танцуют с прямой постановкой тела и на плоских стопах. Поэтому рекомендуется начинать обучение детей не ранее определенного возраста, чтобы избежать деформации стоп, которые в катхаке испытывают физическую нагрузку во время ритмических ударов о сцену.

В катхаке существует своя терминология и язык. «Амад», «салам» — приветствие и вступление в танец. После него начинается медленное движение глаз, шеи и плеч танцовщицы. «Тора» или «тукра» — демонстрация ритма в отдельных музыкальных отрезках. Танец может идти от простого движения к сложному, периодически повторяя элементы и усложняясь. Выступление обычно заканчивается головокружительными пируэтами под одобрительные возгласы знатоков.

 

Стиль «Манипури». Восточная Индия

Лирический танец востока Индии — Манипура, который до распространения в 18-м веке новой вишнуитской религии был обрядовым танцем, связанным с сокровенными истоками магии и тантрического культа. «Город, украшенный драгоценностями» — Манипур, где жрецы и жрицы «маиба» и «маиби» до сих пор говорят с богами на языке танца. На сегодняшний день манипури — единственный стиль, не включающий в себя светские элементы. «Кхаибатоиби» предназначалась только Шиве и Парвати, но религия вайшнавов, пришедшая в Манипур из Бенгалии, сделала главными божествами Радху и Кришну. Их ввел в обязательные программы — «маха рас», «кундж рас» и «васант рас» правитель Бхагьячандра. В его царствование получил распространение костюм танцовщиц, украшенный многочисленными зеркальцами «кумил». Танцы «раса» появились под влиянием вишнуизма на распространенные общинные танцы, типичные для этого региона Индии. Перед «раса» исполняется «ната-санкиртана». В классической программе настоящего времени, где большая роль отведена Радхе и Кришне, известно пять типов хорошо поставленного балета.

«Санкиртан» — несколько классических танцев для мужчин-танцоров. Им аккомпанируют барабаны «панга», хлопки ладоней или небольшие тарелки «киртал» — на которых возможно изобразить неимоверное количество различных по звучанию и скорости ритмов.

Танцоры не разводят ступни в стороны, а ставят их прямо, ноги расслаблены и немного согнуты в коленях, которые также — не разведены в стороны, как в бхаратнатьям. Только талия и грудь как в одисси двигаются в противоположные стороны. Тело напоминает знак «S» или восьмерку. Руки составляют с телом единое целое, без острых углов. В технике манипури много мягкой грации, нет изломов, и руки никогда не поднимаются над головой, а тело изгибается, постоянно рисуя в воздухе восьмерку, и так можно двигаться часами, подобно текущей воде — без единого резкого всплеска.

Особенностью танца можно считать возможность исполнение его одновременно мужчинами и женщинами, хотя мужской танец несет в себе больше энергии и ощущение опасности, таящейся в горах и джунглях. Женщины с нежными улыбками на спокойных лицах составляют яркий контраст этой природной темной и таинственной силе. «Санкиртаны» с энергичными прыжками на полусогнутых ногах подчеркивают воинственный дух мужественности.

Манипурские ритуальные танцы, такие как «майба» и «маиби», которые могут исполнять перед божеством посвященные жрецы и жрицы, часто оканчиваются трансовым состоянием не только исполнителей, но и зрителей. Несколько дней длится ритуал, называемый «хароба». Демонстрация его живых танцевальных комбинаций подчинена строгому порядку, под повторяющуюся мелодию «пана» — музыкального инструмента со смычком.

Танец ритуала «Кхамба-Тхойби» очень схож с танцем Шивы и Парвати. В чистом танце и танце-пантомиме стиля манипури — нет такого выраженного драматического эффекта, как в одисси или родственном ему бхаратнатьям. Манерам танцоров манипури более близки танцы Таиланда, Бали и других юго-восточных островов.

 

Стиль «одисси»

Восточная Индия. Один из древних стилей, он возник в штате Орисса из музыкальных пьес «сангита» — песня, и «натака» — танец, в сочетании с танцами на «акхарах» — гимнастических аренах. Скульптурные изображения поз одисси датируются примерно 2-м веком до н.э. Как храмовый танец его исполняли только посвященные танцовщицы «махари» в храме Джаганнатха. Во времена всеобщего упадка нравов, чтобы зрители не отвлекались от танца пленяясь женской красотой, их заменили переодетые мальчики «готипуа». Именно им удалось донести остатки одисси из великого прошлого и предоставить материал для возрождения этого полузабытого стиля. В современное время, благодаря популяризации и исследованиям, одисси испытывает свое второе рождение.

Основной элемент в одисси «трибханга» — с наклонным перевесом тела на одну ногу. Тройной сдвиг тела или трижды переломленная поза также типична для скульптур каменных апсар Конарака. Туловище как бы разделено на части. Грудь и талия двигаются в противоположные стороны, а ноги — в полуприседе, причем одна нога может находиться впереди другой — опорной.

Движения в одисси отмеряется «араса», чем отличается от бхаратнатьям, где это делается с помощью «адаву». «Нритта» — чистый танец одисси, очень напоминает каменных танцовщиц древне — орисских храмов. Ритмические комбинации «тала» соединяют в единое целое отдельные позы танца. В певучем чтении обращения к богам имеет свое место и традиционная поэзия Ориссы, своеобразное толкование текстов и импровизация всячески поощряются. Танцовщица часто ставит своей целью вызвать у аудитории особое настроение, необходимое для проникновения в суть танца…

 

Стиль бхаратнатьям

Южная Индия. Это один из наиболее известных в Индии и за ее пределами индийских классических танцев. Об искусстве бхаратнатьям, написано немало древних и современных трактатов. Музыкальное сопровождение стиля бхаратнатьям, такого, как мы видим его сейчас, было развито музыкантами Танджавурского двора примерно в 18-19 веках. Это прежде всего было танцевальное соло, имеющее много общего с танцевальной драмой «Бхагаватмела». Ее исполняли только женщины, что соответствовало установленной традиции.

В бхаратнатьям танцовщица редко принимает прямую позу, это допустило лишь в нескольких комбинациях и является скорее исключением, чем правилом. Тело неразделимо на отдельные части, диагонали движения, прямые линии и треугольники являются основой хореографии, как и комбинации упора на носок и пятку поочередно.

В бхаратнатьям все начинается с абстрактного ритма «аллариппа». Потом исполняется сам «чистый танец», композиция «джатисварам». В «шабдам» — можно увидеть пантомиму, более сложный и запоминающийся зрителям «варнам» требует особой концентрации. Музыкальный, изменяющийся последовательно, рисунок «паллави» переходит в «анупаллави» и завершается «чаранам». Лирические отступления — «падам». «Тиллана» завершает все выступление.

 

Стиль мохини-аттам

Южная Индия. Танец мохини-аттам, назван так в честь Богини женского обаяния и красоты, прекрасной Мохини — из индийской мифологии. Темы посвященные Мукамбикастути — божественной ипостаси Деви. Это один из южно-индийских классических стилей танца, таких как катхакали и бхаратнатьям. Старая легенда рассказывает о том, как появился мохини-аттам на земле людей: злые демоны похитили у благородных богов бесценный напиток молодости. Обольстительная девушка Мохини возвратила дряхлеющим богам похищенное, очаровав демонов с помощью волшебной силы танца. Подобная легенда о Богине — Хранительнице Вечной Молодости имеет отражение и в древнем скандинавском эпосе. На самом деле, изначально это был танец принцессы перед Богом, которого она почитала. Считалось, что танец — вселял дыхание жизни в изображение этого божества. Разбуженный бог одаривал танцовщицу божественной силой — талантом в области высокого искусства исполнения. Мохини-аттам — танец обольщения. Это поэзия, воплощенная в грандиозном танце штата Керала. «Радахарама» — святое место, где как считают некоторые исследователи, этот стиль танца получил свое развитие. В Керале по традиции все виды искусств берут начало в поклонении Шакти — женской творческой энергии и силы. Их истоки более древние и относятся к доарийской цивилизации.

Мохини-аттам — классический стиль, в котором каждая танцовшица имеет возможность собственного трактования темы. Хотя время от времени мохини-аттам мог изменяться, он никогда не отступал от своих древних традиций и изначально принятой эстетики. Более того ритуальный мохини-аттам, исполняемый в храмах Кералы или во время церемонии обхода святынь, оказал влияние на другие стили классических танцев Индии.

Отличительной чертой штата Кералы является особое высокое положение женщины. Ей всегда оказывают почет и уважение. Она имеет свои привилегии в обществе и неувядающее искусство мохини-аттам воспевает все ее достоинства.

Махараджа Свами Кирунал был великим царственным покровителем танца и выдающимся композитором. После его преждевременной смерти, мохини-аттам, лишившийся могущественной поддержки, временно ушел в безвестность… Поэт Мохакави Мовитум, после смерти Свами Кирунала продолжил его благородное дело и основал «Кала-Мандалам», ставшую «альма-матер» мохини-аттам в Керале. Колам Далам Кальяни — одна из старейших преподавателей стиля, многие годы хранившая и оберегавшая его существование. Бхарати Шиваджи — выдающаяся танцовщица, исполняющая мохини-аттам в наше время. Одними из лучших исполнительниц стиля мохини-аттам считаются такие известные танцовщицы как Сатьябхамма и Чиннаму Амма — сохранившие самые древние традиционные композиции этого стиля.

Более чувственный, и нежный мохини-аттам со временем многое перенял из техники движений стиля бхаратнатьям и катхакали, но его всегда отличала иная грация. В одной из главных «падам» (музыкально-поэтических тем) таких мастеров из Прошлого как Тирунал, прежде всего в мохини-аттам воспевалась Любовь и Верность.

Ритмика «тала» и мелодии «рага» стиля мохини-аттам строятся на основе музыкальной Карнатакской (южно-индийской) традиции. Танец исполняется мягко и непринужденно, несмотря на обедневший сегодня репертуар этого малоизвестного большинству зрителей данного стиля. Для его успешного исполнения также необходимо установление контакта между аудиторией и танцовщицей.

Танец состоит из двух важных частей. «Бхава» — эмоции, их внешнее выражение. И «раса» — что кроме остальных понятий, означает «вкус» и «чувство», внутреннее состояние. Помимо всего, «бхава» включает в себя девять классических «раса», главной из которых является «шрингара» — эротическое чувство.

Техника этого южно-индийского танца, напоминает другой классический стиль, бхаратнатьям. «Чистый танец» — строится на тех же формах бхаратнатьям, как «тиллана». Для «нритьи», опирающейся на известные поэтические произведения, типичны традиционные для индийского танца, мимика и жесты. Но именно в мохини-аттам, выразительные средства исполнителей, наиболее близки к языку южно-индийской танцевальной драмы – катхакали.

Мохини-Аттам легко отличить от других стилей даже не специалисту, кроме костюма и хореографии, по особенной прическе танцовщицы, ее волосы уложены в высокий узел — сбоку головы.

 

Стиль «кучипуди»

Южная Индия. Южно-индийский стиль, близкий к фольклорному драматическому театру. Считается, что название стиля пришло из Андхры (штат Андхра Прадеш), где было расположено поселение актеров Кучевалапури. Это танец — прославление богов во время религиозных действий. Изначально он был типично женским, но начиная с 15-го века его стали исполнять загримированные мужчины. Это происходило во времена, когда считалось что танцовщицы – женщины, слишком отвлекают зрителей от сути танца своей красотой… Играющие женские роли танцоры — использовали накладные длинные волосы, а мужские — нередко дополняли свою мужественную внешность усами и бородой. Но грим этого стиля был не такой яркий и экзотичный, как в танцевальной драме «катхакали».

Кучипуди также сопровождали музыканты, но вокальную часть вели сами танцоры, как и чтение текстов во время выступления. Музыкальное сопровождение современного кучипуди состоит чаще всего из женского вокала и группы музыкантов. По своему звучанию оно напоминает некоторые части сопровождения бхаратнатьям. У танцоров уже нет необходимости самим озвучивать свои роли, это делает более квалифицированный вокалист. Чаще — певица, чем певец.

Кучипуди значительно уступает по сложности построения движений более «техничному» и отшлифованному эстетами бхаратнатьям. И все же — он более понятен по смысловому содержанию большинству зрителей. В нем больше эмоциональных всплесков, выраженных незамысловатыми жестами. Не имея отточенности и заученности динамического рисунка движений, он создает впечатление импровизации, неожиданности, яркого и живого праздника, которым танцор готов поделиться со своими зрителями.

В этом стиле также есть элементы чистого танца и драматической пантомимы. Некоторые танцы кучипуди, имеющие наиболее древнюю форму исполнения, широко использовали в танце различные предметы. Сейчас их танцуют женщины, например – тарангам, на краях большой металлической тарелки. Фольклорное происхождение подчеркивает особая естественная манера грациозных движений, не имеющая, искусственных ломаных линий. Танцовщица может отбивать ритм, подчеркнутый звоном ножных браслетов — стоя ступнями на ободке тарелки. Она может, передвигая тарелку ногами вперед и назад, не сходя с нее, свободно балансируя, двигаться по сцене и даже кружиться. На ее голове может стоять сосуд, украшенный цветами (танец с такими сосудами называется «каргам»). Или даже несколько таких сосудов, поставленных один на другой. Такой танец в Прошлом был популярен среди танцоров — мужчин, при этом сосуды наполнялись водой. Замечательное зрелище, когда танцоров было несколько и они танцевали, создавая круг, или полукруг. Хотя наиболее часто кучипуди можно увидеть на различных фольклорных фестивалях, он претерпевает значительные изменения, постепенно совершенствуя технику танца. Кучипуди может быть самостоятельной сольной программой одной танцовщицы, двух или исполняться парой: мужчиной и женщиной, что бывает наиболее интересным по технике и содержанию. Для кучипуди вполне естественно, что некоторые танцоры обучаются и успешно выступают в двух стилях: кучипуди, и классическом стиле бхаратнатьям. В незапамятные времена, когда жители Индии и близлежащих к ней островов имели тесную культурную и родственную связь — кучипуди имел возможность сохраниться и развиваться в различных «островных вариантах». Эти танцы, не ставшие классикой, имеют общую основу с индийским кучипуди, но они более самобытны, по сути представляя иной вариант трактовки. Южно-индийский танец с кувшинами на голове перекликается с северо-индийским танцем деревенских девушек, с «чари» — танцем Раджастхана и с ритуальным «танцем священных сосудов» исполняемым на островах…

 

Стиль «катхакали». Южная Индия

Это драматический танцевальный стиль южной Индии, имеющий сходные варианты в танцах-представлениях Шри Ланки и островов на основе эпических сказаний. «Катхакали» традиционно рассказывает о временах великих битв богов, полубогов, демонов, духов и людей. Сказания о подвигах и мудрости великих предков… С момента возникновения — исполняется только мужчинами, даже при наличии женских персонажей. Его не так часто можно увидеть за пределами Индии, потому что пока этот стиль не так популярен и известен среди иностранцев, как другие индийские танцы.

Катхакали – особый стиль драматического спектакля, исполняемого только мужчинами. Он популярен в Керале, на юге Индии. Каждый актер этого представления играет строго свою роль, используя мифологический сюжет. Яркие характерные костюмы, создающие эффект мощного телосложения и огромного роста персонажей, и сложный грим-маска с накладными деталями из бумаги требуют умения и времени для подготовки актера к выходу на сцену. Это занимает в целом от 3 до 4 часов. Цвета и все части дизайна — имеют свое значение. Героев и злодеев, царей и отшельников можно узнать по их цветам одежды и гриму. Добро означает — зеленый цвет, чистоту — белый, зло — черный, он же может означать и глупость, а об отваге расскажет — красный, который также и предупреждает о вспыльчивом характере… Комбинации цвета-символа, придерживаясь принятых правил, способны раскрывать значение и настроение героев.

В действии стиля катхакали нет привычного европейским пьесам — чтения диалогов. В нем говорят на языке «кода-телодвижений», мимики и жестов, и актер способен по-своему импровизировать на тему текста, читаемого вокалистом-чтецом. Некоторые части — пропеваются, некоторые — декламируются как стихи.

В катхакали также есть ярко выраженный «чистый танец», между действием «пантомимой». Техника катхакали — глубокий присед на обе ноги, отличающийся от других стилей переносом тяжести тела на ее наружный край, а не на всю ступню. Позы имеют прямоугольную геометрию движения. Чистый танец строится из «каласамас», напоминающих «адаву» в бхарат-натьям, «тукра» — катхака, «паренга» — манипури, или «арасу» — одисси… Но в пантомиме катхакали главное — отрепетированный и искуссный язык жестов. Это наиболее сложная танцевальная драма, хотя есть и другие, схожие в общем понимании, но с совершенно другой техникой. Стиль Бхамакалапам — наиболее далек от катхакали, а Якшагана города Майсура гораздо ближе.