НЕНАВСЕГДА. 1968–1985

В.Д. Пивоваров. Московская вечеринка. 1971. Государственная Третьяковская галерея

В.Д. Пивоваров. Московская вечеринка. 1971. Государственная Третьяковская галерея

«НЕНАВСЕГДА. 1968–1985» — это масштабная выставка-исследование, которая задумана как
вторая часть трилогии, посвященной послевоенному советскому искусству и включающей в себя
выставки о трех исторических периодах — оттепели, застое и перестройке. Но если в «Оттепели» (2017)
основное внимание кураторов было уделено стилевым тенденциям и общим идеям эпохи, то
«НЕНАВСЕГДА…» ставит целью проанализировать индивидуальное и массовое сознание этого времени
на материале художественных произведений. Это первая попытка подобного анализа в отечественной
музейной практике. Также впервые советское искусство конца 1960-х – середины 1980-х годов
рассматривается в контексте мировой проблематики постмодернизма.
Выставка посвящена периоду советской истории, который со времен перестройки стали обозначать
как эпоху застоя, что подразумевало в первую очередь фактор стагнации в экономике и политической
жизни. Но это определение может показаться некорректным, если говорить о культуре того времени,
чрезвычайно насыщенной интеллектуальными спорами, поисками и открытиями. Именно в этот период
формируется школа московского концептуализма, Андрей Тарковский и Юрий Норштейн снимают свои
классические фильмы, Альфред Шнитке формулирует принцип музыкальной полистилистики, а Дмитрий
Александрович Пригов и Владимир Сорокин создают первые образцы постмодернистской литературы на
русском языке. Можно долго спорить о том, благодаря или вопреки каким обстоятельствам появились все
упомянутые произведения, но в любом случае на их создание повлияла совокупность многих факторов.
Если в эпоху оттепели авторы в своих произведениях зачастую проявляли эмоциональную
вовлеченность, то в эпоху застоя в работах начали преобладать отстраненность и критический анализ.
Основным модусом бытия стала двойная жизнь как способ сохранить себя в условиях советской
реальности. Следует отметить, что, несмотря на политическую несвободу, советские граждане в этот
период имели гораздо больше свободного времени, которое они заполняли досугом самого разного
характера — от кухонных застолий с разговорами до эзотерических поисков и создания новых
художественных практик.
В рамках данного выставочного проекта предпринята попытка интерпретировать искусство эпохи
застоя в контексте мировой проблематики постмодернизма. Несмотря на относительную изоляцию, в
позднем СССР осуществлялся переход от индустриальной культуры к информационной, и советские
художники столкнулись с проблемами поисков идентичности, смешения языков, взаимодействия
локальных и глобальных контекстов. Советская культура приняла вызов постмодерна, но не смогла
выдержать его напор в условиях закрытого общества и старых управленческих механизмов.

Выставка открыта с 7 июля по 11 октября 2020 года
Крымский Вал, 10, Новая Третьяковка, залы 60–62