Алексей Баталов — актер, художник, сказочник

бат2

Алексей Баталов «Сундук артиста»

Это полноцветное издание – не просто мемуары прославленного артиста, сыгравшего во многих знаковых кинофильмах и театральных постановках, но яркий рассказ о выдающихся актерах и режиссерах, поэтах и художниках, о путях в искусстве, и жизненных условиях. Кто до начала съемок одной из самых популярных советских картин «Москва слезам не верит» мог предполагать, что она получит «Оскара»? Тем более, что денег на декорации выдели недостаточно, и поэтому одной из главных сцен снимали в пустой квартире дома, где шел капитальный ремонт. Сам Баталов согласился на роль Гоши главным образом потому, что съемки планировались без экспедиций, с одним только выездом за город. В книгу включены истории о встречах Баталова с Феллини и Марселем Марсо, поездке на гондоле, проектах и встречах. Среди самых трудных своих съемок на натуре Баталов называет телевизионный проект «Прогулки по Москве», потребовавший настоящих исторических знаний и посещения таких уголков столицы, где мало кому доводилось побывать. В текст книги включены и сказки Баталова – которые, по его словам, «не совсем сказки и, наверное, не совсем для детей». По сказкам Баталова сняты мультфильмы «Чужая шуба» и «Зайчонок и муха».

Помимо увлекательной манеры рассказчика, достоинством издания являются иллюстрации. Среди них – как архивные фотографии, так и кадры из фильмов, и работы самого Баталова-художника.

«Когда я исполнял роль натурщика и наблюдал, во мне пробудился настоящий интерес к рисованию. А позже, благодаря знакомству с замечательным, но неугодным властям художником Фальком, мне посчастливилось стать его учеником. Мастерской у него не было, крошечная картинка не давала возможности нормально работать. И он устроил себе мастерскую на пустующем чердаке в своем подъезде. Конечно, там можно было работать только в теплое время года. Но этот чердак стал для меня академией, строгий и требовательный учитель открыл для меня возможность работать даже над портретом. Так в качестве моих натурщиков страдали братья Борис и Миша, а уж потом и вовсе – Анна Андреевна Ахматова»

Алексей Баталов был не только великолепным артистом, игра которого восхищала (и восхищает до сих пор!) поколения отечественных телезрителей и театралов. Он сродни тем самым легендарным людям Возрождения – актер, режиссер, сценарист, педагог, художник и сказочник. Об этом и многом другом, встречах с великими поэтами и прославленными товарищами по сцене и кино, малоизвестных подробностях съемок легендарных кинофильмов рассказывает эта книга.

После рождения сына родители будущего актера получили служебную комнату прямо на территории Художественного театра. По словам Баталова, и первая его работа оказалась связана со сценой: «Осенью, перед открытием сезона, нас – ребятишек, живших в этом дворе, посылали под сцену вылавливать кошек, которые находили там прибежище в то время, когда театр уезжал на гастроли или труппа уходила в отпуск. Любому, кто работал в театре, известно, что нет ничего страшнее для исполнителя, чем кошка, неожиданно появившаяся во время спектакля на сцене, поскольку в то же мгновение все внимание зрителей переключается на нее. Потому что, сколько бы ни страдали Ромео и Джульетта, публике гораздо интереснее, как к этому относится кошка…».

Детство и юность Баталова проходили среди тех, кого теперь принято называть классиками и живыми легендами. Ему довелось жить по соседству с Мандельштамом, Ильфом и Петровым, Мате Залкой. Он обучался живописи у замечательного, хотя и не признанного властями художника Фалька. Великая Анна Ахматова позировала Баталову, а потом приютила его, уже блеснувшего актерским талантом, — после съемок фильма «Дорогой мой человек» — в своей ленинградской квартире и посоветовала после обучения на Высших режиссерских курсах выбрать в качестве дипломной работы «Шинель» Гоголя.

Баталов рассказывает о работе над фильмами, ставшими классикой советского кинематографа («Дело Румянцева», «Девять дней одного года», «Три толстяка», «Москва слезам не верит»). На съемках фильма «Звезда пленительного счастья» в сцене гражданской казни декабриста Трубецкого, которого играл Баталов, над головой героя ломали шпагу, но ее плохо подпилили и в итоге ломать пришлось по-настоящему, осколки поранили артиста до крови.

В книге есть не менее интересные истории об, увы, не состоявшихся проектах. «На Московском кинофестивале с фильмом «8 с половиной» впервые появился итальянский режиссер Федерико Феллини. После показа его фильма меня с ним познакомила его переводчица. Оказалось, что он видел «Даму с собачкой», и наш первый разговор, таким образом, был об экранизации русской классики. Когда он спросил, чем я сейчас занимаюсь, я ответил, что хочу попробовать сделать картину и работаю над «Вешними водами» Тургенева». Баталову поступило предложение начать совместную работу с известным сценаристом Энио де Кончини, но проект не состоялся. Хотя актеру, по его собственным словам, повезло – Феллини разрешил присутствовать на съемке фильма «Джульетта и духи».

Одной из самых трудных своих съемок на натуре Баталов считал телевизионный проект «Прогулки по Москве», потребовавший настоящих исторических знаний – причем съемки «проходили в тех местах, где не каждому москвичу суждено побывать».

Помимо увлекательной манеры рассказчика, достоинством издания являются иллюстрации. Среди них – архивные фотографии, кадры из фильмов, репродукции работ Баталова-художника.

Алекс Бертран Громов

Источник фото