Выставки в Москве

_P1010121В Москве есть множество больших и маленьких галерей, многим похожих друг на друга. Но есть и особенные места, куда любят приезжать люди, рассчитывающие не только рассматривать экспозиции, но и пообщаться с авторами. В уютной галерее, расположенной ближе к природе, чем к шумному центру Москвы, было все необходимое для этого общения. Когда мы подъезжали к этой галерее, я обратила внимание, что с шоссе просматривается местная речка с пологими как в Индии живописными берегами, к сожалению в дальнейшем плане, увы не нашлось свободного времени познакомиться с ней поближе.

В первый же день открытия к нам приехало сразу четыре телеканала, причем одновременно, не считая представителей прессы. И пока одни снимали, другие деликатно ожидали своей очереди, осматривая наши экспонаты. Кроме обычного набора стандартных вопросов, мне все же посчастливилось услышать и более интересные – этим приятно отличился канал СТС. Теперь это мой любимый московский телеканал. Другой, кабельный, приезжал уже не в первый раз, эти активные молодые профессионалы сняли целую серию экспонатов с соответствующими комментариями. Так что работать нужно было в весьма напряженном, но захватывающем ритме.

Кроме самих залов, в галерее на радость жаждущим, предусмотрена специальная комната отдыха, где можно никому не мешая, ответить на множество вопросов наших гостей, сидя за чашечкой индийского чая. Мы приняли за первые несколько дней, неожиданно большое количество посетителей, действительно интересующихся культурой Индии, и лишь пару раз отказались от сомнительных интервью для каких-то ультра-религиозных изданий, которые впрочем все равно, что-то там умудрились написать.

Со мной почти постоянно героически присутствовали две мои, абсолютно добровольные помощницы. Одна из них — перспективная художница Санти, другая – подающая серьезные надежды этнический дизайнер Татьяна Головкина, которая кроме знания темы еще и занималась переводами моих текстов. Их работы также нашли свое достойное место среди разнообразных экспонатов, создавая живую атмосферу в рядах более преклонных по возрасту музейных реликвий. Без реальной поддержки этих помощниц, мне пришлось бы очень непросто разобраться в столь замысловатой российской специфике, потеряв остатки надежды. Если же кто-то решится наивно утверждать, что подобную выставку может сделать один человек, можно твердо сказать, это невозможно. Пустая трата нервов и времени. Мои помощницы, действительно с великим терпением разделили со мной сопутствующие подобному некоммерческому мероприятию – печали и радости. С печалями мы дружно расправлялись, а радости озаряли светом все пространство галереи, делая его фантастически бесконечным.

Мы делали все своими руками (мне лично был доверен даже молоток, лестница и лучшие на свете гвозди): вешали на высокие арки восточные ткани в виде замысловатых штор, расставляли предметы быта и манекены, меняли местами то, что как показалось — находится не на своем месте. Таким образом, был достигнут эффект «перехода из одной эпохи в другую» через разделяющие арки трех залов. Первая «дверь» была самой обыденной, наша привычная жизнь и вещи этого времени.

В первом зале, почти каждый день на протяжении всей выставки, на экране телевизора шли индийские фильмы и музыкальные клипы разных лет и разных регионов Индии («И в печали, и в радости», «Я рядом с тобой», «Свидание с Шахрукх Кханом. Музыкальные суперхиты», выпущенные в России студией «Амир» http://www.3dvideo.ru/).

Татьяна, помогавшая мне как консультант выставки, рассказывала посетительницам о коллекции старинных серебряных украшений, браслетов, ожерелий, поясов с подвесками, бус и коробочек для хранения этих милых вещиц, популярных на севере Индии, Пакистане, Афганистане и в некоторых частях Азии. Она говорила о национальных вышивках на шерстяных кашмирских платьях и о своих новых и интересных работах – реконструкциях на тему средневековой одежды Европы, где ею использовались такие индийские материалы как тесьма, полуобработанные камни граната, речной жемчуг — «рис» и другие натуральные элементы. Часть старинной «серебряной коллекции» с лазуритом, региональные украшения кочевых и горских племен севера Индостана, была любезно предоставлена писателем и исследователем Еленой Власовой.

Следующий переход через задрапированную арку, символизировал некий синтез возможный для Современности и Прошлого, в нем демонстрировались вещи — способные украсить наш быт романтическим оттенком старины. На это продуктивное слияние эпох, указывала статуя Шивы – создателя и разрушителя, процессов без которых ничто не движется и наступает эйфория, то есть бездушие пустоты. Изображение Богини Дурги, в текстильном исполнении, указывало на важную роль Женщины в цивилизованном обществе, как Хранительницы Мира и мудрой спутницы Мужчины.

Современные одежды с элементами «этники» в дизайне и крое, стилизации под драпировки сари, и сами сари в своем современном варианте, находились в экспозиции именно этого зала. Кованные из настоящего тяжелого металла, конструкции в виде ажурных стоек-колонн, поддерживали перекладины, на которые мы повесили декоративные покрывала и некоторые модели одежды.

Третий зал с такой же аркой был путешествием в далекое Прошлое Индии. В его застекленных витринах, демонстрировались самые редкие и ценные экспонаты выставки. Сари и ткани уникальной, ручной работы из редких видов шелка и хлопковых волокон, с неповторяющейся больше нигде отделкой и орнаментом… В этом зале звучала традиционная южно-индийская музыка и песни, позволяющие почувствовать это время совсем близко. На стене располагалось обширное панно с изображением мудрого, улыбающегося «слоновоголового» бога удачи «Ганеша», желающего всем благополучия и успехов.

Прямо напротив входа в третий зал, между витринами у стены, мы поставили огромное зеркало, в котором каждый посетитель видел отражение себя в череде красивых арок, символизирующих Бесконечность бытия и совершенствований. Это была Дорога в Будущее – берущая начало в Прошлом; без которого Будущее состояться не может. Мы заметили, что большинство людей – заметив себя в этом зеркале, улыбались своему отражению. И это было добрым знаком того, что все труды были не напрасны. И мы сумели донести, не расплескав, волшебные капли красоты из далекого бездонного океана…

Используя старинные предметы интерьера, предоставленные сотрудниками галереи, мы намеренно отошли от духа сухой академичности и сделали акцент на домашней обстановке с изящными столиками, этажерками и настоящими «бабушкиными сундуками» — обитыми медными вставками. На них были небрежно накинуты покрывала и подушки с орнаментами, в «художественном беспорядке» лежали цветные постеры и листы с эскизами костюмов, а легкий ветерок, проникающий через открытые окна, качал подвешенные к потолку звенящие колокольчики… Манекены, не зная усталости, замерли в самых элегантных позах, демонстрируя свои лучшие наряды, дополненные украшениями и сумочками ручной работы. К каждому сари полагался свой комплект аксессуаров, с тем, чтобы каждое сари показывало отдельный тип драпировки и дизайна, поражая воображение многообразием тканей и цветовой гаммы.

Мы позволили нашим посетительницам, померить некоторые сари – специально отложенные для этого. Надеемся что фотографии сделанные ими на память, удались. Нашей почетной гостьей с мелодичным именем Дарья, сари понравилось настолько что она поместила фотографию в своей статье о выставке, в столичном «Мегаполисе». Снялась в сари из нашей экспозиции и хорошо известная телеведущая московского канала, ее восточная внешность и грация, были почти ничем неотличимы от жительниц северо-восточных штатов Индии. В нашей культурной программе были предусмотрены лотерея и викторины, а призами были индийские клипы, фильмы и сари, в которые некоторые гости с удовольствием наряжались и фотографировались с организаторами выставки. После этой программы я поняла, что в следующий раз призов будет больше, и кроме всяких презентаций мы разыграем их среди обладательниц этой книги.

Бывали и забавные моменты, когда двое мужчин, серьезно увлеченных мистикой народных орнаментов, непременно хотели запечатлеть себя в племенной тунике – причем довольно миниатюрного размера и к тому же женской. К сожалению, в подобных случаях мы ничем не могли бы им помочь, тем более все музейные экспонаты изначально никак не были предназначены для активного использования, в целях их дальнейшего сохранения мы установили необходимые правила.

В один из выставочных дней, к нам приехала известная певица Рада, записавшая более десяти альбомов со своей группой «Рада и терновник». Она порадовала всех присутствующих, спев под гитару несколько авторских песен и исполнила одну из наиболее любимых мною песен, под названием «Неслыханные краски», особенно подходившую теме выставки. Вообще, было приятной неожиданностью встретить на выставке — не только посетителей, но и людей умеющих превращать своим присутствием наш рабочий день в праздник.

Иногда мы занимались тем, что рисовали модели и выкройки для женщин, которые просили помочь им в создании индивидуальной одежды в индийском стиле. Часть заготовок, были подготовлены заранее, но желающих оказалось гораздо больше. Некоторые размеры тоже пришлось корректировать в сторону увеличения. К тому времени экспозиция первого зала, плавно изменялась в сторону Страны Восходящего Солнца. Готовился следующий этап выставки японского «аниме». Подготовленной художницей Санти, как очередная персональная выставка. Если вы спросите, что же общего между Индией и Японией, я отвечу – немало, мы родственны в буддийской традиции, в понимании незримого мира духов и природы, в отношении к женщине, детям…и даже в принятии некой фатальности судьбы, т.е. «предназначения». На лбу анимационных богинь часто рисуется «бинди». Слово «аниме» не означает «анимацию», его нужно понимать как «одушевленные изображения», от слова «аниме – «душа». Поэтому в рамках выставки, как всегда был задуман театрализованный показ авторских моделей одежды «Санти». В «одушевленном» перфомансе участвовала группа из шоу балета «Авангард». Стены зала постепенно заполнили изображения героев и героинь, навеянных японскими мультфильмами и музыкой… Наравне с компьютерными технологиями уже завоевавшими место в современном кино-искусстве, «анимационное кино» давно перешло рамки примитивно нарисованных персонажей. Из короткометражного «мультика» для детей, оно стало полноценным фильмом с очень взрослым и даже специфичным сюжетом. В Искусстве, которое живет и способно совершенствоваться, я воспринимаю «аниме» — как соответствующее времени, новое и перспективное направление современного искусства. В его глубине скрыт огромный, пока еще не открытый, художественный потенциал. Сейчас стиль «аниме», находится в поиске своих форм, как ребенок выросший из детской одежды. Также, как искусство индийского танца, основанное на передаче чувств не только словом, но и жестом, «аниме» оживает благодаря нашим эмоциям и желаниям…Им не нужны переводчики, они не знают границ… А многие из них — подобно нам, существуют в мире трех измерений. Как часто придуманные нами герои послушно совершают то, о чем мы думали, но не могли сделать, и не рождает ли это в Будущем этику новых отношений и духовных взаимосвязей? Степень восприятия мира всегда находится в прямой зависимости от развития интеллекта. Жителям Темных Веков он казался плоским, первые космонавты увидели его круглым, но мир не так прост и ограничен, чтобы уложиться в предложенные рамки…

Мы получили множество предложений от желающих внести посильную помощь в организацию выставки. Как обычно в таких случаях, все происходит несколько не так как договаривались заранее, обговорив все или почти все мыслимые детали. Особенно это касалось транспортировки экспонатов на место проведения выставки, и обратно после ее закрытия. И как обычно это происходит именно в загадочной, не познанной всякими иностранцами российской душе, все планы постоянно дополнительно корректировались, менялись и т.д. Настолько, что в один ответственный момент, мы остались вообще без транспорта. Самой замечательной из причин было то, что при этом было сказано: «какая выставка, в Москве такая жара, что плавится асфальт».

Наш «выставочный марафон», готовый стать пособием по выживанию для экстремалов, все же продолжался, нас уже ждали в ЦДХ на Крымском валу. Положение спас наш коллега по развитию культуры. Как говорила моя подруга, «не перевелись еще богатыри на земле русской». Наша встреча с Петром Кирпитой, как и вообще многое в жизни, не была простой случайностью. Мы познакомились с ним на одной из выставок в Московском Доме Художников. И сразу обнаружили много общих для нас тем, касающихся древних культур. Его — волновала утрата древней и самобытной дохристианской культуры, некогда существовавшей среди славянских народов, а меня такая же проблема, но уже до-арийской цивилизации, почти полностью ассимилированной принципами ведического индуизма… Несмотря на то, что он практикующий доктор, автор многих методик и программ, ему не было жалко найти пару свободных часов в своем плотном графике и самолично перевезти нас со всеми экзотическими экспонатами. Эта поездка, наверно была самой лучшей в моей жизни. Мы гордо проехали, как на танке, мимо пробок и суеты, через живописные переулки центра Москвы, в компании незаурядного и общительного человека. Мне уже приходилось ездить по Москве в разных машинах, среди них были различные по длине лимузины, но подобной радости от поездки на грузовой «газели» я еще не испытывала. Мы даже не опоздали, и въехали на территорию ЦДХ, где нас уже любезно встречали партнеры по выставке, чтобы довести до нужного зала в хитром лабиринте таинственных, служебных переходов и дверей.

Как ни странно, выставка в Центральном Доме Художника, практически ничем не запомнилась. Она прошла без приключений и происшествий, на самом высоком и цивилизованном выставочном уровне. Закончилось лето. На съемках у внушительного монолитного здания выставочного комплекса, мы лишь слегка померзли в красочных сари, делая разные дубли. Но к этому мы уже давно привыкли и не обращали внимания. Нам действительно повезло, что было не слишком холодно и прекратился надоевший всем дождь, поэтому улыбки получились самые настоящие, а не какие-нибудь жалкие подделки.

 

Выставка «Индийские туники»

На прошлых выставках главной темой являлось индийское сари. Темой новой экспозиции стали туники, одежда индийской зимы.

Сари – до того как оно стало визитной карточкой всей Индии, было национальной одеждой южных штатов. На севере существовали свои национальные костюмы. Одежда в виде туники была известна многим народам Земли. В Индии, в северных регионах, ее носили с различными юбками и брюками, крой был очень простым и удобным, а особое внимание уделялось отделке. Индийскую тунику, больше напоминающую свободное платье штата Панджаб, или рубашку, так и называли – «панджаби дресс», или «камисса». Эта одежда была универсальной, подходила и матери и дочери, а пошив некоторых не делился на «женское» и «мужское». Простую рубашку — «камиссу», как верхнее платье позаимствовали арабские торговцы, посещающие Индию, в период Крестовых Походов — рыцари, позднее она стала нижним платьем французской знати, причем особо благочестивые дамы даже ванну принимали в этом одеянии…

Сегодня туники можно дополнять современными вытачками и разрезами, получая более облегающие силуэты, чем принятые в моде Древней Индии. Но искусно вышитые мастерами купоны ткани, предлагаемые для индивидуального пошива, по-прежнему сохраняют свободные пропорции, позволяя самостоятельно выбирать длину, ширину и т.д. Хотя туника относится к этнической одежде, она давно стала частью городской европейской моды. Ее удачно сочетают с джинсами и самыми разными по плотности и гамме тканями, в том числе – с цветными. Сами туники бывают цветными, однотонными, шерстяными, хлопковыми или шелковыми, на них присутствуют народные орнаменты и фантастические узоры, выполненные с помощью старинных и современных технологий.

Творчески используя сочетания цвета и аксессуаров, туники придают разнообразие повседневной жизни и радость приближения к культуре одной из древнейших цивилизаций.

Все выставки, проходящие в России, необыкновенные, и не типичные для других стран. Делать их берутся такие же необыкновенно целеустремленные люди, стойко не обращающие внимание на отсутствие всякой выгоды и заманчивых условий. В таких делах, успех зависит не только от того, что будет показано посетителям выставки, но и от людей — принимающих в ней самое активное участие. Эти люди – не служащие, и не нанятые на кастинге очередные фотомодели, они должны хорошо разбираться в представленных экспозициях и при этом быть настоящими энтузиастами. Всем тем, кто идет таким непростым путем, мы искренне желаем удачи и рады что будем не одиноки.