Что запомнил Хрущев

хрущев кукуруза

3 сентября 1953 года на политическом Олимпе СССР закончился очередной этап борьбы за верховную власть в стране. Никита Хрущев был избран первым секретарем ЦК КПСС. Так стала называться должность Генерального секретаря ЦК КПСС, которую до самой своей смерти занимал Сталин.

«Тогда возникало очень много политических ситуаций в ходе борьбы с оппозицией, когда нам надо было реагировать, и реагировать немедленно. Промышленная академия занимала тут как бы ведущее положение. Мы собирались по группам, проводили общие собрания, и наши резолюции о текущем моменте сейчас же публиковались в «Правде». Таким образом, они становились общим достоянием.

«Одним из острейших был вопрос о коллективизации сельского хозяйства. Мы считали, что известное выступление Сталина с письмом «Головокружение от успехов» — это шедевр. Мы понимали его как смелость руководителя партии, который не боится признать ошибки.

Правда, он не взял эти ошибки на себя лично, а взвалил их на партийный актив. Хотя местный актив с азартом, грубо говоря, со звериным азартом проводил коллективизацию, но он все же находился под бичом «Правды». Если взять «Правду» за тот период, то она пестрела изо дня в день цифрами (у кого в районе какой процент крестьян уже объединен в колхозы), подхлестывавшими местные партийные организации. В 1929- 1930гг. у меня не было никакого прямого соприкосновения ни с деревней, ни даже с партактивом, который проводил эту кампанию. Я питался данными лишь со страниц «Правды» и радовался. Я стоял за колхозы всей душой и телом, поэтому меня радовали публикуемые цифры.

А когда разразился гром — письмо «Головокружение от успехов», я был несколько смущен: как же так, все было хорошо, а потом вдруг такое письмо?»

Никита Хрущев. Воспоминания. Время. Люди. Власть.

С 1949 года Хрущев занимал один из ключевых постов в партийной иерархии – первого секретаря Московского областного (МК) и городского (МГК) комитетов, являясь к тому же секретарем ЦК КПСС. Именно Хрущев были инициатором ареста Берии, занимавшего пост первого заместителя Председателя Совета Министров СССР и министра внутренних дел. Пост Председателя Совета Министров СССР занимал Георгий Маленков, не представлявший для Хрущева угрозы, но тем не менее, через два года «сдвинутый» на пост заместителя Председателя Совета Министров СССР.

Эпоха Хрущева известна тем, что трендом стала «борьба с излишествами». Вместо нарядных сталинских высоток теперь строились не менее знаменитые панельные пятиэтажки, а в метро на смену подземным дворцам пришли типовые станции, метко прозванные «сороконожками» за длинные ряды одинаковых простых колонн.

Сам Хрущев был снят со всех партийных и государственных постов в октябре 1964 года. После своей отставки он взялся записывать на диктофон свои воспоминания, что позже вызвало недовольство советского руководства. Но сейчас эти мемуары существуют в виде книг.

Так Хрущев рассказывает, как потратил много сил, помогая прокладке первых троллейбусных линий в Москве, и столкнулся с тем, что Каганович, позвонил и сказал, что этого делать нельзя. Оказывается, Сталин боялся, что троллейбус может перевернуться (например, на улице Горького), и эта неудача может быть использована заграничной пропагандой. Но тут-то Сталин опоздал, запретив испытания троллейбуса – они прошли успешно.

Многие страницы воспоминаний посвящены Сталину и его ближайшему окружению (в которое входил и сам Хрущев), видным советским военачальникам, многие из которых стали жертвами Большого террора. Вторая часть книги посвящена Великой Отечественной войне, в том числе – послевоенным размышлениям, Дальнему Востоку после разгром Японии, и военным мемуарам. В одном из разделов Хрущев уделяет внимание ученым и конструкторам, внесшими свой незаменимый вклад в обеспечение безопасности СССР.

Никита Сергеевич в своих воспоминаниях рассказывает о судьбе книги Казакевича «Синяя тетрадь». Ее не хотели печатать и автор передал Хрущеву письмо и приложил рукопись. Она Хрущеву понравилась и он разослал всем членам Президиума, после чего вопрос о выпуске книги был включен в одну из повесток заседания.

«Кто имеет какие-нибудь соображения? Почему эту книгу не следует печатать?» — спросил я. «Ну, товарищ Хрущев, — Суслов вытянул шею, смотрит недоуменно, — как же можно печатать эту книгу? У автора Зиновьев называет Ленина «товарищ Ленин», а Ленин называет Зиновьева «товарищ Зиновьев». Ведь Зиновьев — враг народа». Меня поразили его слова. Разве можно извращать действительность и преподнести исторические факты не такими, какими они были на самом деле? Даже если мы отбросим то обстоятельство, что Зиновьев враг или не враг народа, то сам факт бесспорен: действительно, в шалаше находились вместе Ленин и Зиновьев».

В приложении к воспоминаниям бывшего генсека – составленный в 2005 году его сыном, С.Н. Хрущевым, по официальным публикациям, перечень встреч встреч и визитов Н.С. Хрущева в 1953-1964 годах. Например:

26 июня 1956 Хрущев на завтраке в честь шахиншаха Ирана Мохаммеда Реза Пехлеви и шахини Сорейн Пехлеви.

26 июня 1956 Хрущев, шах Ирана Мохаммад Реза Пехлеви и др. в Большом театре на балете «Бахчисарайский фонтан».

27 июня 1956 Хрущев присутствует на завтраке, данном Реза Пехлеви, затем участвует в переговорах с ним.

28 июня 1956 г. Хрущев на приеме в посольстве Ирана, данном в честь Реза Пехлеви.

10 июля Н.С. Хрущев участвует в переговорах с шахиншахом Ирана Мохаммедом Реза Пехлеви и присутствует на приеме в его честь в Кремле.

Рассказывается о зарубежных визитах самого Никиты Хрущева и его впечатлениях от общения с представителями условного соцлагеря и лидерами ведущих держав Запада.

Алекс Бертран Громов