Арти Д. Александер. Энциклопедия сари

сари1Сари дает возможность творческого подхода к такой самой простой и обыденной вещи, как наша собственная одежда. Любая женщина, надевающая сари — это и модельер, и художник, тонко чувствующий красоту и гармонию.

С помощью обыкновенного отреза ткани длиной от четырех с половиной метров и более, можно создавать совершенно разные типы одежды, в зависимости от собственного настроения — от экзотических, типично восточных, фантастических, повседневных и вечерних, до — неповторимо-индивидуальных моделей.

«Сари-платье», «сари-юбка», «сари-накидка»… и многое другое, демонстрировалось на подиумах, в исполнении известных модельеров мира. Мода не раз обращалась к старым платьям прошлых лет, всякий раз — улучшая и дополняя их новыми идеями. Известный всем яркий и праздничный стиль «хиппи» — предложенный модельерами, радует своей простотой и женственностью, так необходимой европейцам после долгой напряженной зимы…

Bсе больше уделяется внимания ручной работе и рисунку тканей, сочетаемости и универсальности цвета. То, что мы одеваем, должно соответствовать стилю жизни и характеру каждого человека в отдельности. Быть самим собой, а не одним из многих — ничем не примечательных. Трудно быть интересным кому-либо, если вы неинтересны даже самим себе. Надо постараться и найти, а не огорчаться — надевая то, что нам совершенно не к лицу. Каждая женщина — Великая Загадка. Кому, как не ей восхищать неземной красотой и обаянием. Женщина просто не имеет права быть «никакой» или некрасивой». Природа одарила ее Таинством Творения и Преобразования. Ей все подвластно и она вдохновляет окружающих на прекрасное созидание. Мир Женщин — это мир без войн и разрушения, она — мудрее, и ее оружие — всевластно. В ее руках — все оживает и она ответственна за то, каким оно будет. Экспериментируйте и украшайте эту землю самым прекрасным, что несете в себе… Символ благотворных изменений грядущего — заметное влияние этнического стиля. Он проявляется не только в оформлении и структуре индийских тканей, напоминающих прошлые времена, но и в керамике посуды, в декоре уюта жилых помещений, в различных художественных, и бытовых изделиях… Он — в украшениях и вышивках, нитями, аппликацией, тесьмой, бисером, где удачно смешивается романтика преданий северных и южных народов. Сказки Востока — оживающие в зеркале синеглазых нордических красавиц, или Магия Северных Рун — на туниках темнокожих африканских модниц. Необычно элегантны ткани с изображением грациозных ланей скопированных с древних наскальных рисунков, улыбчивые лики Солнца и Луны в ювелирных украшениях, вновь вошедшие в моду «тату» — с племенными элементами… Орнаменты сари повторяются практически везде, особенно популярен «индийский огурец», считавшийся талисманом.

_DSC_0092Мир стал свободнее и богаче благодаря тому, что Современность не должна никого ограничивать. То, чего порой так не хватает — можно создать своими руками. И тогда оно обретет свою особенную ценность, благодаря талантливой индивидуальности и приложенному труду. Индийские домохозяйки иногда покупают ткань сари и на собственный вкус дополняют ее аппликациями, вышивкой, тесьмой… Скучное своей незамысловатой полезностью, становится совсем другим. Сари, не массовая одежда, может быть единственным изделием или малотиражным. Неодушевленные руками мастера вещи, часто уходят в небытие, не успев обрести историю, как ненужные и глупые предметы, или просто хлам. Но есть не стареющие наряды, которые хочется примерить — в них вероятно еще прабабушка выходила замуж, или вышитая шаль — подарок из далекого Прошлого, это же целая книга! Вещи, которые люди выбирают, живут рядом с ними и служат им по мере своих сил. Никакой самый лучший дизайнер не сделает уютнее и красивей ваш дом, если вы сами не решили — каким ему быть. Или — какой быть вашей одежде, макияжу, прическе, привычкам? Он может только немного подсказать, остальное — сделайте сами, изобретайте, ошибайтесь, находите свой стиль, и ничего не бойтесь. Близкие подруги могут одолжить друг у друга понравившееся сари, пробуют разные прически и украшения к ним, готовы перемерить кучу новых сари в магазине…

У сари и одежды нового века есть общие черты. Например — многофункциональность. Модная европейская одежда легко преображается и трансформируется за счет молний и шнуровок. Меняется ее объем, рукава и прочие детали, которые могут легко отстегиваться, превращаясь в разные удобные модели и интересные аксессуары. Простое хлопковое сари всегда было незаменимо в индийском быту – по необходимости станет занавеской в деревенском доме. А старая хозяйка этого дома, отправляясь за покупкой, завяжет деньги в край своего сари, им же укроет голову от солнца, а на обратном пути сложит в него небольшие покупки…

Обновлению этнических тканей и винтажных моделей из фрагментов старинных сари, успешно помогут: нитки, пуговицы, орнаменты, бахрома, различные остатки бус и тканей, перышки, ракушки, и все то, что наверняка найдется в любом доме, даже если у вас нет швейной машины. Наши предки прекрасно обходились без сложной техники изготовления, тем не менее — были одеты и обуты. Причем, во все, можно сказать — натуральное, на все 100 %.

Новинки Миллениума в европейской моде значительно изменили восприятие всей «гламурной моды», внеся в нее яркие восточные элементы, которые сохранят свою популярность на долгие годы. Прежде всего цвета: еще недавно черный цвет был на пике славы, но уже в последующие годы — черному остался верен только Дом Gucci. Консерваторам и классикам достался — белый, бежевый, хаки — Sean Paul Gaultier, Prada, Calvin Klein…Лидер сезона — нежно-розовый в сочетаниях с сиреневым и цветами фуксии от Trussardi, Fendi, Versace…После — голубой, зеленый, желтый (в полной гамме оттенков — от яркого лимона до «песка».

Ткани: полупрозрачный муслин Alberta Ferretti, Prada, Gerruti. Узор — забытый многими поколениями, известный во всем мире «горошек» и узкие полоски. Увидев их в журналах, индийские модницы тут же вытащили из сундуков сари в горошек и полоску… Этот дизайн в национальном исполнении, присутствовал еще на сари времен раджей. Черно-белый, розовый, сиреневый, зеленый у Marni, Dolce & Gabbana. В Индии «горошек» и «полосы», были золотыми, белыми, черными или цветными, на разном фоне южно индийских сари. Вышивки и детские аппликации для взрослых, смешные заплатки, пояса с бантиками, сумки-кошки, и особенно индийские зеркальца на моделях Gaaultier, Miu Miu, Choe. Гавайские гирлянды, пальмы, «ван-гоговские маки» и «заросли» с картин Матисса, цветы на тканях и прямо на теле — Gianfranco Ferre, Salvatore Ferragamo. Этнические узоры и вышивки от BCBG.

Увлечение Индией промелькнуло во всех коллекциях прошлого года с новой силой и осталось до сих пор актуально для многих дизайнеров. Это — цветастые туники, платья-парео, тюрбаны, и… сари! Этническое разнообразие дополнили насыщенные экзотические оттенки яркой розы, шафрана и «карри».

Общая волна романтичности, также коснулась моды для мужчин. Они приобрели более удобную, свободную и легкую одежду из льняных, шелковых и хлопковых материалов цветов слоновой кости, пастели, серого жемчуга, цвета коралла и морских волн… и – стильные шарфы, сшитые из сари. Шелковые длинные туники и жилеты Yves Saintlaurent. Накидки жителей индийской пустыни, туфли кочевников. Светлые брюки на завязках — кулисках мягкого покроя — напоминающие индийские «шальвары» и открытые сандалии «чаппаль» с петлей на один палец и многое, многое другое… Находки и талантливые идеи «доисторических модельеров» сегодня прекрасно вписались в урбанистический стиль мегаполисов и хай-тека.

После мирового успеха фильмов Болливуда, взоры многих современных творцов моды, вновь обратились к сари и индийской моде. Индустрия не индийского кино тоже не осталось в стороне. Если присмотреться внимательно к историческим и фантастическим фильмам, сериалам и сагам («Александр», «Звездные войны», «Вавилон 5», «Зена – королева воинов», «Динотопия» и т.д.), очевидно, что большинство костюмов создано из тканей индийского происхождения — сари с каймой, парчи, шелка и хлопка. Костюмерам киностудий особо приглянулись «этнические» жилетки, топы, юбки, шали и накидки с вышивками, шапочки и украшения. В 80-х в европейскую моду ворвалась индийская, демократичная «марлевка» и «батик», позднее появилась одежда для медитаций и отдыха, сейчас пришла очередь экзотической роскоши индийских королей. Под влиянием женской моды, мужская тоже сделала шаг к новым формам и материалам. Мода стала нуждаться в подчеркнутой атмосфере таинственного Востока. Зауженные брюки «джапуры» (напоминающие бриджи для верховой езды), родом из индийского города Джайпур. Туники – мужские и женские, длинные этнические рубашки «навыпуск», с «тамбурной» вышивкой и без. Жакет «шервани», приталенного, удлиненного силуэта с воротником «стойка» — результат слияния индийского и британского колониального стиля, из неотбеленного льна, шелка или домотканого хлопка, напоминает мундир и восточный кафтан. Смокинг также близкий родственник одежды индийских раджей, которые адаптировали имперскую подтянутость мундира к официальным и помпезным дворцовым приемам. Сандалии «чаппаль» — оценены по комфорту городской мужской модой наравне с женской. Актуальны тяжелые от вышивок по подолу юбки различной длины, топы в стиле индийских блузок. Индийской моде и традиции обязаны своим существованием многие привычные вещи, о которых мы порой не подозреваем. Можно напомнить об истинном происхождении некоторых вещей, таких как испанское «болеро» — богато вышитый индийский вариант, запечатленный старинными миниатюрами, надевали с облегающими блузками, широкими юбками и узкими брюками. Прототип «болеро» появился в Испании, стараниями мавров и купцов. Что касается украшений, матовое и белое золото прошлых лет, сменила мода на ярко-желтое. Солнечный оттенок Индии проявится и в цветовой гамме – придет время всего сияющего, золотистого и теплого… Золото и орнаменты сари появится не только в тканях и аксессуарах, но и в окраске мехов.

_P1010121

Драпировка сари

Появившиеся в глубокой древности и близкое к совершенству, индийское сари, имеет сегодня бесконечное количество дизайнерских идей и вариантов ношения. Оно — подобное знаменитому «бесконечному одеянию» легендарной Драупади, пройдя сквозь Время, все также завоевывает сердца наших современниц.

Цельную, не сшитую одежду, носили еще в начале этой эры, в виде юбки со складками спереди, обертываемой вокруг бедер. С блузкой — «чоли», или без нее, когда блузку в верхней части женского тела заменяла накидка родственная «дупатта». Чаще она просто накидывалась на грудь, а оба ее свободных конца ложились на плечи и перекидывались за спину. Самая первая одежда, из которой возникло современное сари, была однотонной. Позднее ее научились подкрашивать растительными красителями. И уже тогда обратили внимание на сочетания гаммы и драпировки. Иногда красили с «переливом цвета», от темного к более светлому тону одного цвета, это делали с помощью разной концентрации красителя или времени окраски. Для неравномерной окраски ткани, применяли также смешанные по-разному, растительные краски. Позже, ткани научились более тщательно раскрашивать, вышивать, украшать бахромой из той же или другой ткани, дополнять кистями — на концах накидок или сари. Каймой и вышивкой — сделанной ручным способом, серьезно занялись, когда полностью определился стиль нескольких местных видов тканей сари и их драпировок.

Свободный край сари, лежащий на плече, чаще всего именуется «паллу». В разных регионах его произносят по-разному — «паллув», «паллю»… «Pall» в англ. яз. означает «окутывать покровом», в этом смысле оно родственно индийскому «pallu». Это слово означает — «конец» или край сари, его шлейф. Что же такое «паллу»? И как его найти в невероятно длинном индийском сари?

«Паллу», который для простоты в этой книге назван «краем» сари, или «платком» за красивый дизайн отделки, обязательной для некоторых типов сари элемент. Он — всегда находится во внешней части драпировки (тогда как его начало, всегда скрывается внутри драпировки). «Паллу» — начинается в складках сари — тех, что уложены на плече, или просто свисает свободно с левого плеча, в городском стиле драпировки называемом «ниви». Его укладывают на голове, оборачивают вокруг талии, или носят в соответствии с местными видами драпировки.

Окантовка сари по краям, так называемый бордюр, или кайма — наиболее заметные элементы дизайна. Но есть сари — без каймы и «паллу». Если сари не имеет их, вероятнее всего такой стиль делает акцент на другие украшения и аксессуары. Например – старинные пояса, подвески, бусы и браслеты. Возможно, что это стиль дизайнерского сари, дополненного модной сумочкой и часами на запястье, или лаком на ногтях – сочетающимся с цветом сари. Кроме того, вместо «паллу» и каймы, на сари делают отдельные вышивки, хаотично или ближе к нижней части ткани располагаются рисунки, декоративные фигуры и прочее. Сари может быть полностью цветным и однородным – из ткани в цветочек, горошек, в полоску и т.д. У таких сари нет верха и низа, начала и конца. Но это не влияет на обычную, городскую драпировку «ниви». Домохозяйки склонные к рукоделию, могут акцентировать край цветного сари — бисерными контурами по контуру отдельных рисунков, или стразами по центру цветочков, полосочек или горошин… Тогда при драпировке их можно располагать в наиболее заметных местах.

Кофточку к сари, не перегруженному отделкой, можно также вышить зеркальцами или бисером. А чтобы цветные украшения никогда не мешали друг другу, подбирайте цвета, близкие к цвету ткани, а не контрастные. Такие сари, считающиеся «дизайнерскими», и, как правило, драпируют их – классическими городскими способами.

Внутренний конец сари при драпировке — является основой всего сари. Он — начало всей драпировки, и он держит сари. Его верхний угол, либо заложенный за пояс нижней юбки, как при драпировке стиля «ниви», либо завязанный в узел – служит основой, как при драпировке «ноувари», сари без юбки.

Большая часть сари, или «основное поле» — которое может быть одноцветным или с рисунком, при драпировке оборачиваясь вокруг тела, составляет складки — «веер» и как бы «вторую юбку», закрывающую полностью нижнюю юбку — «петтикот». Как одеть сари, и какие существуют способы драпировки, читайте в следующих главах.

_P1010026

Классическая драпировка сари

Самая простая и универсальная драпировка, а также основа для многих других, так называемая «классическая». Стиль этой драпировки, чаще всего называют – «городским», поскольку наиболее популярен у горожанок, но у него есть и собственное индийское название – «ниви». Я рекомендую именно эту драпировку, признанную классической в современное время за ее удобство и элегантность, для начала изучения и практики — «овладевания искусством сари». Большинство женщин, носит сари именно в этом стиле, особенно – находясь за границей, как узнаваемую всеми «визитную карточку» Индии. Вариант начала драпировок сари слева – направо (по талии за спину), а укладывание шлейфа «справа — налево» (на грудь) называют — «сидда паллу», а драпировка начала справа — налево (что особого значения не имеет), с шлейфом уложенным «слева — направо» – «ульта паллу». Но, кроме них есть и другие: «Ульта паллув» — так называемый «обратный» способ драпировки сари, распространенный в областях на Севере Индии и в некоторых ее южных частях. Свободный конец («паллув») сари — лежит на правом плече.

«Сидда паллув» — считается более традиционным вариантом. При драпировке сари, его «паллув» ложится на левое плечо.

«Гуджарати паллув» — закреплен впереди горизонтально, спускаясь с правого плеча. Левый конец его засунут за пояс юбки сари, собранного в складки вокруг талии.

«Бенгали паллув» — отягощенный связкой ключей с традиционным украшением, который свободно опускается с плеча, лежит в районе лопатки или опускается ниже. Сари «по-бенгальски» дважды оборачивает грудь и образует на плече два слоя.

«Барата паллув» — средней длины, полностью расправленный на плече. Для удобства, свисающий свободно с плеча материал, подбирается на внутреннем сгибе локтя и в таком положении удерживается полусогнутой рукой. Край нижней каймы красиво развернут.

Драпировка сари «ниви»

Надевание сари – творческий процесс, равный космическому акту созидания и разрушения для следующего созидания. Он только сначала кажется очень сложным, мастерство драпировки приходит с практикой. В Индии девочки ежедневно видят, как одевают сари их старшие сестры и матери, а после совершеннолетия, или замужества, сари для многих – становится привычной, ежедневной одеждой. Для простоты понимания всего процесса одевания, я поделила драпировку на основные части. Кроме данного описания, предлагаю дополнительно ознакомиться с прилагаемой в книге — подробной схемой-рисунком, с комментариями к этой драпировке. Итак, приступим к самому интересному.

1.Поверните сари изнанкой к себе (если оно — двухстороннее, выберите понравившуюся сторону). Найдите верхний правый угол (вдоль его длины, а не поперек)! Этот угол сари, в районе пупка надежно вложите внутрь пояса, держащего вашу нижнюю юбку (смотрите главу «нижние юбки»). Угол вполне ответственный момент драпировки – при его выпадении из-под юбки, сари требует полного переодевания. Потому заложите его внутрь аккуратно и поглубже, так чтобы не наступать на его нижний край. Место, куда заложен этот край сари — должно быть немного правее пупка (всего чуть-чуть, на несколько сантиметров), если сари драпируется на левую сторону. Нижний угол сари должен быть чуть выше, чем требуется, если это ваш первый опыт. В этом случае последующая драпировка сверху закроет его, и он не будет неприлично выглядывать снизу, и за все цепляться. Итак, поднимите его на несколько сантиметров выше…

  1. Заложив угол сари, приступаем к следующему этапу. Остальную ткань сари оберните вокруг себя один раз справа — налево, и держаоставшуюся ткань в районе пупка, начинайте аккуратно складывать из нее складки. Они не должны быть слишком мелкими или крупными, для стандартного 5-6-ти метрового сари хватает 5-7 складок, примерно 12-15 сантиметров. Но на самом деле — число и величина складок, зависят от величины тела, вернее его объема, чем больше объем — тем меньше складок и они уже по ширине. Складки бывают разные по типам их складывания. Самые простые из них «стопка» и «веер». Складывать «стопкой» — это значит, что одна складка расположена точно над другой. «Веер» на языке тамили «висири» — когда виден край предыдущей складки, эта разновидность складок действительно немного напоминает приоткрытый «веер» (так еще по старинной традиции называли всю часть сари, которая ложится в складки). Выбрав в зеркале свой вид складок, повнимательнее определите желаемую длину подола сари, и вложите часть ткани со складками — за пояс нижней юбки, туда — где уже находится внутренний край сари. Красиво и аккуратно поправьте складки, не путая длину и порядок. Если сразу не получается, сначала скрепите все складки в верхней части — английской булавкой, после такой меры предосторожности они уж точно, никуда не денутся. Часть сари, моделирующая подол сари и складки, обычно не превышает 3-х метров от общей стандартной длины.

Длина подола, если даже еще Вы не танцуете классические танцы, должна быть удобной, т.е. подол конечно — должен быть длинным, но не должен лежать на полу, конечно, если Вас не носят в паланкине, или не возят на белом слоне — как махарани. Для прочей уверенности можно слегка заложить сари внутрь по талии на спине и боках. Материал не должен топорщиться и создавать ненужные складки.

  1. После складок «веера», оборачиваете сари вокруг еще раз. Не дальше того места, откуда начали. Оставшееся сари, примерно 2 метра ткани, поднимаете верхним краем на левое плечо и закидываете концом на спину. На плече — верхнюю кайму сари можно закрепить булавкой.

Все, вы уже надели сари. Самое трудное позади. Более подробно о складках, стилях, что делать со свисающим краем и т.д. можно узнать в следующих главах.