Сергей Гречишкин. Все нормально

все нормально

В автобиографической книге рассказывается о детстве и юности, прошедших в зрелом СССР, традициях и условностях, забавах питерских мальчиков, шагнувших из детского сада в школу, а оттуда – в ВУЗы. Одна из тем – это как советским людям пропагандисты давали хитроумные объяснения, почему многие страны решили бойкотировать Московскую Олимпиаду 1980 года.
Перед началом Московской Олимпиады из Москвы и Ленинграда «за 101-й километр» были отправлены те, кого советская власть считала «неблагонадежными элементами»: диссиденты и спекулянты, неофициальные художники и литераторы, скандалисты и дамы легкого поведения. Помимо этого, в школах родителям сообщали, что на время проведения Олимпиады детей нужно увезти из города. А если нету отправить, то местами в пионерских лагерях на этот период смогут обеспечить.
Период брежневского застоя был относительно спокойным – в стране почти ничего не менялось. Многие товары были в вечном дефиците (не считая рынков и спецраспределителей), выпускали музыкальные пластинки в основном только местных композиторов и исполнителей, с добавлением певцов и музыкантов из стран социалистического содружества, и немногочисленных «прогрессивных» исполнителей с Запада.
По телевизору показывали парадные концерты и торжественные открытия партийных съездов. Брежнев любил охотиться и быстро ездить, лично водя автомашину, а также – когда его награждали важным орденом.

«Человек, родившийся в СССР, с пеленок оказывался невольным последователем своеобразного религиозного культа. Ленину в нем была отведена роль мессии – гения и спасителя, отдавшего свою жизнь за наше светлое будущее. Маркс и Энгельс были чем-то вроде ветхозаветных пророков, предсказавших предшествие Ленина, — у них даже имелись соответствующие густые бороды. Но любой церкви нужен живой лидер и толкователь священного писания – патриарх. С 1964 по 1982 год таким патриархом нашей социалистической церкви и оставался генеральный секретарь ЦК КПСС Л.И. Брежнев…»

В тексте описано, как подрастающее поколение воспринимало пропаганду и дефицит, как влюблялись и ухаживали, поступали в ВУЗы, в некоторых из которых преподавали и «сбитые летчики» — советские разоблаченные разведчики, вернувшиеся на родину.