Малолетние шпионы

Н. С. Кирмель. Спецслужбы России в Первой мировой войне 1914–1918 гг.

В книге описывается, как в начале царствования Николая II происходило обеспечение внутренней безопасности империи. В тексте подробно рассказывается, как использовали малолетних шпионов, и как мужчины-шпионы маскировались под женщину.

шпионы3

«Обоснованно опасаясь разоблачений своих агентов, разведка противника шла на всякого рода ухищрения, в частности привлекала детей и подростков к военному шпионажу. Задержанный на станции Полица восьмилетний шпион К. Мельников рассказал, что в апреле 1916 г. он вместе с четырьмя другими мальчиками был послан для сбора агентурных сведений в Брянск, Орел, Смоленск и Тулу. Пристроившись к 236-му запасному пехотному полку, они прожили некоторое время в Орле и, собрав необходимый материал, выехали в Минск, чтобы пробраться к немцам .

25 мая 1916 г. на станции Крейцбург Рига-Орловской железной дороги был задержан сильно хромавший на левую ногу и с забинтованной кистью левой руки мальчик-доброволец Ф. Ф. Гуцол, облаченный в военную форму с погонами вольноопределяющегося и тремя георгиевскими ленточками по борту шинели. По распоряжению начальника КРО штаба 1-й армии подполковника В. В. Беловодского его арестовали по подозрению в шпионаже. На допросе он рассказал чиновнику Дегтяреву, что, после того как в 1914 г. отца призвали в австрийскую армию, мать отдала его во львовскую школу шпионов… Арестованный назвал проживавших в Москве сообщников, среди них — чиновника для поручений Варшавского губернатора титулярного советника А. Н. Малаева и его жену О. А. Малаеву и еще шесть человек, с указанием точных адресов их проживания».

30 мая 1916 г. начальник КРО при штабе Московского военного округа подполковник В. В. Тишевский отправил в Москву телеграмму, в которой требовал ареста всех, кого назвал юный шпион. На следующий день арестовали Малаевых и еще шестерых, некоторый не нашли и оставили засады на их квартирах. В итоге было арестовано 12 человек.

дети
Но всё оказалось не так просто.

«Пытавшегося бежать малолетнего агента поймали в Москве. На допросе он признался, что он не Гуцол, а крестьянин Подольской губернии В. Д. Галькевич, сбежавший летом 1915 г. из дома на фронт по примеру своих товарищей. Мальчик сознался, что на допросе оговорил всех своих московских знакомых, которые из сострадания оказывали ему помощь, поскольку чиновник Дегтярев грозился его прикончить, если он не назовет сообщников по военному шпионажу».

Постепенно органы безопасности изучили явление детского шпионажа и начали успешно ему противостоять.

плакат
Впрочем кроме подростков к шпионажу привлекались — и поэтому во время войны особо интересовали компетентные органы — артисты варьете и подобных развлекательных заведений, мелкий криминальный элементы, девицы легкого поведения, ресторанные лакеи продавцы и торговцы-разносчики, нищие… Да и все, кто проявлял хоть какой-то интерес к состоянию армии, коммуникациям, транспортным развязкам и всему, что имело отношение к военным делам страны..

В начале XX века на территории империи контрразведкой занимались следующие министерства: военное (Главное управление Генштаба, военные агенты за рубежом и разведывательные органы штабов военных округов), иностранных дел (Департамент политических дел МИД, информировавший Департамент полиции и Главное управление Генштаба о направлявшихся в Россию дипломатах, установленных разведчиках) и финансов (Отдельный корпус пограничной стражи, ведавший охраной границ, и Таможенный департамент).

Доктор исторических наук Николай Кирмель в книге на основе документов рассказывает о функционировании военной контрразведки и политической полиции, и системы их взаимодействия, а также подбор, подготовку и расстановку кадров, борьбу с разведкой противника в тылу и создание фронтовых спецслужб. Отдельные главы посвящены борьбе с диверсантами, противодействию подрывной деятельности противника, надзору за военнопленными и обеспечению безопасности войск.

49-185-758-1-V2023581
В приложения приводятся списки губернских жандармских управлений, офицеров ОКЖ, командированных в разведывательные отделения штабов действующей армии, выписка из наставления по контрразведке в военное время, одобренного Верховным главнокомандующим 6 июня 1915 г., списки контрразведывательных отделений и ведомости штатного личного состава контрразведывательных органов на театре военных действий.

«Иногда оказывала помощь российской контрразведке и иностранная пресса. Однажды в японской газете «Асахи симбун» от 30 сентября 1914 г. была опубликована статья «Германский шпион в дамском платье». В ходе разработки данной информации начальник Никольск-Уссурийского розыскного пункта ротмистр Г. И. Бабин установил, что еще 16 сентября в селе Зеньково была задержана женщина, предъявившая паспорт на имя С. Непомнящей, но впоследствии оказавшаяся переодетым мужчиной М. Метляевым. Проживая в селе Спасском, он обслуживал местных дам в качестве портнихи, пользуясь успехом у мужчин, которые не смогли отличить его от женщины.
Перлюстрация частной корреспонденции, редко способствовала выявлению шпионов противника в глубоком тылу, но давала богатый материал для изучения настроения населения и армии… Тем не менее благодаря перлюстрации иностранной корреспонденции на почтамтах Владивостока и Петербурга удалось выявить германского шпиона в Приамурском крае — лейтенанта шведского флота. Он посылал свои донесения в Германию, в разведбюро В. Николаи».

Алекс Бертран Громов

источники иллюстраций: 1, 2, 3, 4