«Идеальная современная книга – та, которая может найти своего читателя»

 

5 лайвбукОЛЬГА ЛЯБИНА, ДИРЕКТОР ИЗДАТЕЛЬСТВА «ЛАЙВБУК»

Идеальная современная книга должна быть принципиально новой, классической или ответом на самые острые вызовы нынешнего дня?

Идеальная современная книга – та, которая может найти своего читателя. И в текущих условиях, на мой взгляд, все больше возможностей найти своего читателя у нишевых книг.

Как за последние годы изменились читательские предпочтения, стал ли российский читатель более искушенным?

За последние годы можно говорить, например, об изменении каналов информации и способах досуга. У чтения появилось много конкурентов. Сериалы, игры, развлекательные сайты, Youtube оттягивают аудиторию, для которой чтение — отдых. Тот, кто покупал литературу по саморазвитию и различный нон-фикшн, теперь могут сделать выбор в пользу вебинаров и статей экспертов в интернете. Поэтому выбирая, какую книгу прочесть, читатель, вероятнее, отдаст предпочтение, пусть меньшему количеству, но самому лучшему в своем списке.

Как вы ориентируетесь между Настоящим и Будущим, между актуальными трендами и возможной перспективой?

Мы следим за тем, что происходит на рынке. Как на нашем, так и зарубежном. Каждый год я бываю на выставке во Франкфурте и вижу, какие новые тренды появляются как в тематике, так и в оформлении книг. Так же мы анализируем динамику продаж наших книг и много общаемся со своими читателями – в соцсетях и лично, на выставках в разных городах.

Ваш самый удачный издательский проект, вышедший в 2019 году?

Если говорить о коммерческом успехе, самым удачным проектом для нас стала книга Алеси Казанцевой «Режиссёр сказал: одевайся теплее, тут холодно». Алеся работает вторым режиссером на съемках кино и рекламы, и лет пятнадцать назад начала публиковать свои заметки о работе и жизни в ЖЖ. С тех пор многие издательства предлагали ей собрать из них книгу, но обстоятельства сложились так, что повезло именно нам. Чему мы очень рады. Также в 2019 году у нас вышли две книги, составленные Шоном Ашером (в 2016 году мы уже издавали его «Письма на заметку» и с тех пор сделали еще несколько допечаток) – «Речи на заметку» и «Списки на заметку». Это потрясающе красивые издания с вдохновляющими и любопытными, грустными и забавными, одним словом, самыми удивительными речами и списками, кропотливо собранными Шоном в архивах.

Какой из проектов/серий/книг вы планируете как самые перспективные в 2020 году?

В первом полугодии у нас выйдет роман американки нигерийского происхождения Ннеди Окорафор «Кто боится смерти». Окорафор хорошо знакома любителям фантастики. Ее книги регулярно становятся номинантами и лауреатами премий в этой области. «Кто боится смерти» — не исключение. Этот роман получил Всемирную премию фэнтэзи и собрал прекрасные отзывы, а канал HBO уже готовит экранизацию.

Еще одна книга, которую мы считаем очень важной и нужной — «Рождение таблетки» Джонатана Эйга. Это нон-фикшн об изобретении противозачаточных таблеток в 50-х годах США. Эйгу удалось сделать книгу о событии, коренным образом изменившем наше общество, очень человеческой. Он рассказал историю четверых энтузиастов, без которых ничего бы не случилось.

Каким должен быть современный книжный магазин?

Современный книжный магазин – это магазин-клуб, место, где можно найти единомышленников. Человеку важно быть частью «коммьюнити», просто купить книгу в наше время зачастую удобнее в интернет-магазине.

Как вы представляете себе идеальную модель сотрудничества с книжной торговлей?

Единая система заказов, сеть, благодаря которой любой магазин может увидеть информацию о книгах любого, даже самого маленького издательства. И может сделать предзаказ на еще не вышедшую книгу. Таким образом, издатель к моменту выхода книги понимает, какое количество книг у него закажут, и может корректировать тираж.

Также нужны унифицированные логистические хабы, это существенно ускорило бы доставку книг в регионы и оптимизировало затраты на логистику. Упрощение доступа книг в регионы крайне важная для нас тема, и с ней связано множество пожеланий. Кроме этого, хотелось бы получать профессиональную обратную связь, помимо факта продажи книг, от специалистов торговли, мы видим, как такое общение помогает нам лучше представить наши книги на рынке.