«Жанр Nonfiction всегда был в тренде»

 

3 захаровИРИНА БОГАТ, ДИРЕКТОР ИЗДАТЕЛЬСТВА «ЗАХАРОВ»:

Идеальная современная книга должна быть принципиально новой, классической или ответом на самые острые вызовы нынешнего дня?

Идеальных книг не существует. Та же как не существует идеального человека. А книга – это все же продукт жизнедеятельности людей. Было бы странно, если б продукт жизнедеятельности был идеальнее своего создателя. Применительно к книгам, кто-то читает художественную литературу, кто-то биографии и мемуары, кто-то блоги, а кто-то (и таких все больше) – вообще ничего. Можно сказать, что сколько людей – столько и идеалов.

Как за последние годы изменились читательские предпочтения, стал ли российский читатель более искушенным?

— Нет, более искушенным он не стал. Он стал более ленивым. Вообще российский читатель – это ленивый читатель. Он покупает то, что ему знакомо, или если так или иначе он об этом уже слышал. Нет особой охоты узнать новое имя или прочесть о чем-то доселе незнакомом. Но надо справедливости ради заметить, что и книг издается в последние годы очень много, и иногда не так просто сориентироваться. К тому же книги стали дорогим удовольствием, а для некоторых – просто роскошью. А если книга дорогая, то и отбор идет более тщательно, и нет смелости (или кошелька) потратиться на что-то незнакомое.

Как вы ориентируетесь между Настоящим и Будущим, между актуальными трендами и возможной перспективой?

— Наше издательство специализируется в жанре nonfiction — то есть мы предпочитаем издавать биографии и мемуары. Мы были практически первыми, кто начал издавать в России книги этого жанра – как отечественные, так и переводные. Так что наши предпочтения больше лежат в прошлом, чем в будущем. Жанр Nonfiction всегда был в тренде. И всегда будет. Потому что жизнь намного интереснее любого вымысла. А незнающий прошлого, не ориентируется в настоящем и не понимает, куда идти завтра.

Ваш самый удачный издательский проект, вышедший в 2019 году?

— Безусловно, это антиутопия Алексея Федярова «Сфумато».

Какой из проектов/серий/книг вы планируете как самые перспективные в 2020 году?

— Мы не планируем: будет книга перспективна или нет. Потому что, во-первых, этого никто не знает, и даже самая дорогая реклама не гарантия того, что книга «раскрутится». А во-вторых, мы издаем то, что нам нравится самим, в надежде, что мы не будем одиноки.

Каким должен быть современный книжный магазин?

— Большим, просторным, чтобы можно было сесть, полистать понравившуюся книгу, или пожилым людям – передохнуть. И с персоналом, который понимает, ЧЕМ он торгует и ориентируется в этом.

Как вы представляете себе идеальную модель сотрудничества с книжной торговлей?

— Люди, работающие в магазинах, от директора до младшего менеджера, должны понимать, что они с нами, издательствами, — партнеры. Вот этого понимания как не было, так и нет. Предпочтение отдается обычно бестселлерам, книги же пока еще неизвестных авторов ставятся на самое неприметное место, с ними не ведется никакая работа. А иногда их просто отказываются брать. Я помню, как умоляла поставить на видное место первый роман Бориса Акунина «Азазель». Мне никто не шел навстречу. Потому что никто его не знал. И никто не верил в возможность удачи. А надо верить всегда! Потому что без веры мало что получается.