Судьба реформатора
Почему гениальный композитор Вагнер, как и его покровитель – Людвиг II Баварский, до сих пор у одних вызывают фанатичный восторг, а других – стойкое неприятие? Мария Залесская (ранее написавшая книгу о Людвиге II Баварском и его замках) в книге «Вагнер» из серии ЖЗЛ тщательно, словно кусочки мозаики, собрала из фактов биографии, архивных документов цельный «документальный портрет» музыкального реформатора, заложившего основу для грядущего модернизма и создавшего «музыкальный манифест» изысканного декадентства, образы Лоэнгрина и Зигфрида, впитавшие в себя черты древних языческих легенд и преданий.
Личность композитора, имевшего множество недоброжелателей, была противоречива и неоднозначна: «С одной стороны, это был лучезарный рыцарь в сияющих доспехах, воспевающий красоту вечной любви. С другой – человек, попирающий святые узы дружбы и лишенный элементарного чувства благодарности».
В книге прослеживаются все перипетии непростой жизни гения, в том числе знакомство с Бакуниным, события Дрезденского восстания 1849 года, и приезд в Москву, и, конечно, приводится история создания всех великих музыкальных произведений и фестивалей. Вагнер уже при жизни превратился в призванного музыкального гения и легенду — недаром сказочный замок Нойшванштайн, вдохновивший Уолта Диснея на создание Волшебного Королевства, был отчасти возведён и в честь Вагнера. И прежде всего — его центральный Зал Певцов.
Его называли любимым композитором Гитлера, но гораздо реже вспоминают о том, что еще в 1837 году Вагнер написал «Национальный гимн» ко дню тезоименитства императора Николая I. Да и в вагнеровской интерпретации легенды о Парсифале, при сохранении общей сюжетной канвы, значительно усилена именно христианская составляющая.
Всю жизнь Вагнер проповедовал искупительную силу жертвенной любви. 12 февраля 1883 года он работал над статьей «О женственном начале в человеке», и последними словами, написанной перед тем, как гений скончался от инфаркта, были: «Любовь – трагизм».
Алекс Громов