Чудесный голос, ужасный характер

има 2

Има Сумак – до сих пор легенда и тайна… Ее настоящее имя звучит красиво, длинно и загадочно – Зоиля Аугуста Императриц Каварри Дель Кастильо… О ее детстве и юности позже ходили самые противоречивые слухи – в то время как «почти официальная версия» утверждала, что Сумак – потомственная жрица Солнца, сохраняющая наследие инков среди перуанских индейцев кечуа.

Yma_Sumac_sq-large1

Она стала суперпопулярной без всякой рекламной раскрутки — концерты проходили в лучших музыкальных залах мира… Супердорогие билеты и переполненные залы… В 50-х годах прошлого столетия после выхода первой пластинки, она стала суперзвездой, «почетным послом» до тех пор практически неизвестной в мире перуанской музыки. При этом стало притчей во языцех ее категорическое нежелание прислушиваться к менеджерам.

мамбо

Ее уникальный голос, способный практически моментально переходить от солидного баритона к «комариной колоратуре» и издавать «совершенно нечеловеческие звуки», достиг вершин совершенства в таких международных суперхитах как «Гимн Солнцу» (на самом деле композиция называлась – «Подношение девственницы»), «Хиваро».

sumac_3

Мировое турне она начала «своеобразно» — посетила в 1960 году с гастролями Советский Союз, выступив в сорока городах, и стала на двадцать с лишним лет кумиром для тех, кто тогда ее услышал… Ее имя до сих пор с уважением произносит такой мэтр музыкальной критики как Артемий Кивович Троицкий, а лидер известной группы «Рада и терновник» этнозвезда России Рада называет Иму Сумак одной из своих любимых певиц….Но хотя платили ей в твердой валюте, гастроли оборвались, и на десятилетия Има оказалась в СССР под запретом – она ухитрилась поссориться с тогда всесильным КГБ и вовсе не из-за идеологии…

В конце 80-х годов прошлого столетия ей предложили подвергнуть «ради науки» свой голос компьютерному анализу. Она категорически отказалась, то ли следуя каким-то древним ритуалом, запрещающим это, то ли просто желая сохранить «в неприкосновенности» свою былую легенду и таинственность своего образа.

Она просто опередила свое время – латиноамериканские мелодии вошли в моду позже, как и потребность мирового кинематографа в таком уникальном, словно нечеловеческом голосе…

Алекс Бертран Громов

Источники фото: 1, 2, 3, 4