Любовь Попова. Форма. Цвет. Пространство

поповаРусский авангард – явление всемирно знаменитое, но до сих пор во многом удивительное и загадочное. Начало ХХ века и первое время после Октябрьской революции были эпохой, когда художники перестали только лишь увековечивать громкие события и важных заказчиков или запечатлевать с возможно большим сходством красивую или интересную натуру. Они принялись творить вне границ и рамок, смешивая формы, цвета и слои пространства столь же легко, как краски на палитре…
Книга посвящена творчеству одного из самых ярких художников из круга супрематистов – Любови Поповой, которую называли амазонкой русского авангарда. «Вопрос взаимосвязи формы, света и объема остается центральным в художественных поисках Поповой до самого конца ее жизни. В то же время вместе с Удальцовой они изучали работы старых мастеров, считая, что те сумели избавиться от излишней детализации произведений. Стремление к «экономии формы» становится важнейшим художественным принципом Поповой. В определенный момент, в ее первых «живописных архитектониках» 1916 года, Попова под явным влиянием супрематизма использует сначала двухмерное построение композиции, но затем быстро возвращается к пластичности формы, используя методы Ле Фоконье».
Любовь Попова известна как живописец и график, дизайнер и театральный художник. В качестве оформителя она трудилась над постановками «Великодушный рогоносец» Фернана Кроммелинка (1922) и «Земля дыбом» Сергея Третьякова по драме М. Мартине «Ночь» (1923). Оба спектакля ставил Всеволод Мейерхольда. Оформление и декорации были выдержано в конструктивистском стиле и теперь эти работы Поповой признаны важнейшими вехами в истории театрального авангарда.
В издании на двух языках рассказывается о масштабной выставке работ Поповой в греческом Музее искусства модернизма, состоявшейся впервые за несколько десятилетий. Уделено внимание и созданию знаменитой теперь коллекции Костаки, ставшей основой этого музея. Дочь коллекционера рассказывает в книге о том, как Георгий Костаки находил и часто в прямом смысле спасал из сараев и с чердаков работы неугодных советской власти, а потому преданных забвению авангардистов. «Поскольку Георгию Костаки, гражданину Греции и работнику Канадского посольства, не разрешалось бесконтрольное передвижение по стране, он отправлял нас, меня или маму, имеющих советское гражданство, например в Ленинград, где мама разыскала сестру Шагала, Марию Захаровну. А вот я несколько раз ездила за картинами. Один раз привезла замечательный холст Александры Экстер, приобретенный у коллекционера Б.Б. Безобразова. Другая поездка была связана с покупкой двух холстов Филонова у его сестры Е.Н. Глебовой…»
В тексте рассказывается о дореволюционных поездках Поповой в Европу и послереволюционных ее опытах, в том числе – ее совместная работа с архитектором Александром Весниным и авангардистским театральным режиссером Всеволодом Мейерхольдом над созданием декораций для массового театрального представления «Борьба и победа Советов» в начале 1921 года.