История одежды: цвет, экзотика, экономия

Костюм – визитная карточка цивилизации. История одежды – это тайная история человеческих страстей, защитная мимикрия среди униформ и суеверий. Психологическая характеристика костюма передает суть его «персонажа», носителя.

Келли Фрэнсис, Швабе Рэндольф. История костюма и доспехов. От крестоносцев до придворных щеголей.

Так в XIV в. знатные люди и члены их семей начинают вводить в свои обиходные костюмы геральдические мотивы. Они окрашивались в соответствии с цветами герба владельца, украшались вышивкой с изображением гербовых фигур и в результате получались странные разноцветные сочетания: ноги и руки часто контрастировали с телом и между собой, напоминая наряд Арлекина…

Одежда не только украшала человека, но и в каждую эпоху меняет него облик, «формируя» человека под модные исторические типажи. «У королевы Испании нет ног» — эта аксиома царила в изысканном обществе в Средние века и даже позднее. В произведениях искусства того времени из-под платья женщины, имеющей хоть какие-то социальные претензии, виднеются лишь кончики ее туфель. Также средневековой моде было неизвестно разделение на лиф и юбку. За исключением чрезмерно широких рукавов, царивших в моде в I половине XII в, одежда была красочной, величественной, но простой по крою. В течении XI, XII и XIII веков обоих полов в общих чертах по-прежнему сохранял свою простоту и плавные линии античности, испытывая время от времени влияние Византии и Востока. В XIV в костюм декорируется все обильнее роскошнее, это справедливо как для мужчин, так и для женщин и относится к пуговицам, застежкам, брошам, кошелькам, особо богато украшались металлом пояса. Дамы заимствовали у мужчин рыцарский атрибут – пояса на бедрах; они были видны в прорези сюрко (длинный и просторный плащ-нарамник). Также женщины носили в связке с ключами кинжалы в ножнах. В это время основной целью аристократического костюма становится величавость. Бок о бок с этим идеалом расцветвел культ увеселений. При этом одежда молодежи стремилась подчеркнуть телосложение, и портновское мастерство становится искусством. Наступила эпоха пуговиц. Постепенно в моду вошла короткая, облегающая одежда, скроенная так, чтобы выставить в выгодном свете ноги, облаченные в длинные чулки костюм.

Издание подробно рассказывает и об этике, связанном с ношением оружия – так распространенное представление о средневековом «сэре» как о «человеке, который все дни напролет проводит вооруженным до зубов, и о любом дворянине, ощетинившемся как еж, оружием, подобно разбойникам», является плодом воображения, явившемся из рыцарских романов. К концу раннего Средневековья меч с гражданским платьем не носили, как и кинжал. Даже рыцари редко одевали оружие вместе с повседневной одеждой. Владыки (сюзерены) или их представители в некоторых случаях – например, заседая в суде, могли пристегивать к поясу меч, но по большей части держали его в ножнах. Меч носили только в случае необходимости, но и тогда его старались не выставлять напоказ.

С одеждой связано и множество исторических курьезов – так английские пуритане времен Карла I отличались от своих сограждан только умеренностью в одежде и неприятием модных излишеств – локонов, лент, кружев и т.д. Но и многие их противники — старомодные или провинциальные роялисты были столь же скромны в одежде, как и пуритане. Расхожие представления о «круглоголовых», основанное на роялистских сатирических произведениях, выдавало пуританина за фанатика из низов среднего класса. На самом деле двору Кромвеля было не чуждо щегольство: «генерал-майор Гаррисон, этот мрачный пуританин, появился как-то на приеме в пурпурном плаще, обильно украшенном кружевом и лентами».