«Хорошая литература всегда хорошо звучит»

1 читай городМИХАИЛ ИВАНЦОВ, ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР ОРС «ЧИТАЙ-ГОРОД – БУКВОЕД»:

Ваши впечатления в книжной сфере от минувшего года и планы на будущее?

Я думаю, все представляют, что у нас происходит на сегодняшний день в стране. И в нашем бизнесе мы получаем отражение. До сентября рост был очень хороший, по магазинам LTL 10-11%. Осенью ситуация изменилась – как будто бы перекрыли кран. Такое ощущение, что у покупателей кончились деньги. Поэтому, когда наши налоговые органы отчитываются, что они в очередной раз перевыполнили план по сбору налогов, то хочется, чтобы государство эти деньги все-таки более активно возвращало в экономику.

Исходя из классики экономики, того же марксизма, если деньги из экономики изъяты, но не пущены снова в дело, то дальше экономика будет работать хуже. Деньги необходимо тратить, иначе экономика не будет работать эффективно. Важно, чтобы эти проблемы решались. Иначе можно ожидать негативных последствий.

Планы на следующий год примерно такие же, как и на этот, исходя из ситуации в стране. Мы видим, что роста экономики почти нет. На этом фоне показывать рост среднего чека, рост по магазинам LTL выше инфляции довольно сложно. Книжный рынок – относительно небольшой.

В перспективе, открывая по 60 магазинов в год, планируем выйти на 1000 книжных магазинов в стране. У нас сейчас 632 магазина, но видим по локациям, что потенциал в 1000 магазинов точно есть.

Форматы магазинов подстраиваем под объёмы рынка. Чем больше объёмы рынка, тем больше магазин мы можем там открыть. Чем меньше объемы рынка, тем более узкий круг ассортимента мы можем поставить, иначе есть риск это не реализовать. Одна из ключевых проблем выхода на малые локации — небольшой совокупный спрос. Он зависит от потока и от количества денег, которые есть у людей. Чем меньше локация, тем тяжелее там что-либо продать.

К слову, есть идея — строить торговую инфраструктуру, кооперируясь с другими сетевыми операторами и выстраивать нестандартные форматы. Например, детские магазины, спортивные магазины – это такой торговый департмент стор. Но пока, к сожалению, подобные коллаборации только на уровне идеи. Конкурировать мы уже научились, а сотрудничать и кооперироваться – пока не очень. Это вопрос взросления бизнеса.

Самые лучшие продажи года и благодаря чему они такими были?

Рейтинги за 2019 год по данным сети книжных магазинов «Читай-город»

Художественная литература

1. Мятная сказка, Полярный А.

2. В метре друг от друга, Липпинкотт Р., Дотри М., Иаконис Т.

3. 1984, Оруэлл Дж.

Нон-фикшн

1. НИ СЫ Будь уверен в своих силах и не позволяй сомнениям…, Синсеро Дж.

2. Хочу и буду Принять себя полюбить жизнь и стать счастливым, Лабковский М.

3. Тонкое искусство пофигизма Парадоксальный способ жить счастливо, Мэнсон М.

— Классики маркетинга говорят нам о том, что изменить образ мыслей человека практически невозможно. Мы работаем со своей основной целевой аудиторией: это те люди, которые читают в целом, и читают бумажные книги. Мы максимально вовлекаем их в наши мероприятия, чтобы создать дополнительный интерес.

И, конечно, работаем в направлении детского и подросткового чтения. Создание привычек, связанных с книгой, на наш взгляд – это единственный ключевой для отрасти путь воспитания завтрашнего читателя.

Например, проект «ПОСЛЫ ЧТЕНИЯ» #ЮФ. Это совместный проект с холдингом «Эксмо–АСТ». Он создан с целью популяризации книг и чтения среди молодежи. Это проект поколения Z, которому, казалось бы, не нужно ничего, кроме социальных сетей, но мы хотим сказать им, что читать книги не просто полезно, а действительно классно. Идем на смелые коллаборации, привлекая артистов, блогеров, художников, способных говорить о литературе на современном языке.

В ноябре провели мероприятие в Санкт-Петербурге в рамках международного культурного форума — открытая лекция и концерт «РЭП как новая поэзия» на Новой сцене Александринского театра.

В декабре с видеоблогером Сыендуком запустили совместную акцию. Суть — новое лицо для старых книг. Сыендук создал новые обложки для классики в жанре советской научной фантастики («Час Быка», «Голова профессора Доуэля», «Пикник на обочине»). Специальные обложки — это оммаж (работа-подражание) к известным мультфильмам, играм и рекламе. Лимитированная коллекция разлетелась в нашем интернет-магазине за 1,5 часа. Было продано более 1000 книг. Результат говорит сам за себя.

Как изменились приоритеты у читателей? Например, применительно к электронным и аудиокнигам?

— Сегодня аудиокнига — это продукт, который расширяет рынок. Люди слушают аудиокниги, когда едут в машине или стоят в пробке, когда занимаются спортом. И если говорить, что мы конкурируем за время с другими источниками информации и развлечений, то в данной ситуации это время как раз прекрасно подходит для того, чтобы люди могли потреблять аудиокниги.

Издатели сейчас уделяют пристальное внимание качеству прочтения. Книга должна быть профессионально озвучена. Еще несколько лет назад в этом была большая проблема. Качество здесь играет ключевую роль. Людям прочитать серьезную классику порой сложнее, чем прослушать. Хорошая литература всегда хорошо звучит. Это своя музыка, ритм, это как поэзия, и ее надо читать вслух.

Удобство электронных книг в другом — они не занимают места, развиваются инструменты работы с текстом. В последнее время я и сам читаю много электронных книг. Кстати, недавно прочел новую, только что вышедшую на английском книгу уважаемого мной нобелевского лауреата Роберта Шиллера «Экономика рассказа». Так что, развитие электронных книг меня не удивляет. При этом мы наблюдаем некий мировой тренд — на продаже бумажных книг продажа этих носителей не сильно сказывается. В текущей ситуации в мире и у нас мы не видим серьёзного оттока от продаж бумажных книг со стороны конкуренции – ни цифровых, ни электронных. Чем больше у людей возможностей и вариантов, тем больше денег в итоге. И потребителю, и экономике важно наличие всех форматов.

Сегодня легкую, проходную литературу больше читают в электронном виде, а более серьезную качественную — люди предпочитают иметь в двух вариантах. Детские книги и подарочные издания воспринимаются только в бумажном формате.

Ваши рекомендации издательствам по выбору потенциального бестселлера/актуального издания?

— Как правило, издательства общаются с нами и с другими крупными операторами на уровне предзаказов. Когда мы говорим, что мы готовы взять небольшое количество той или иной книги, они говорят – «как же мы будем это печатать, если вы это не возьмете?». Когда наши эксперты не верят в какую-то книгу, то издатель тоже начинает сомневаться.

Вот пример интересного эксперимента — книга «Мятная сказка», где мы продаем значительную часть тиража, очень популярна. Автор, известный блогер, сделал цветную версию книги и добавил еще главу, книга стала дороже. Вместе с издательством мы сделали эксклюзивную историю по ее продаже. Продали много. Но все равно черно-белая книга осталась лидером продаж.

Мы коммуницируем с издателями на уровне аналитики, но издателю важно получить сразу обратную связь. Можно не печатать большой тираж. Предугадать, как рынок будет воспринимать ту или иную книгу, практически невозможно. В Интернете есть инструмент предзаказа, получая эти данные можно корректировать тираж.