Люди, книги, тренды

Открыта новая рубрика «Книги: прямая речь»

В ней будут публиковаться актуальные новости книжной сферы –  в виде прямых высказываний.

1 читай городМИХАИЛ ИВАНЦОВ, ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР ОРС «ЧИТАЙ-ГОРОД – БУКВОЕД»:

Ваши впечатления в книжной сфере от минувшего года и планы на будущее?

Я думаю, все представляют, что у нас происходит на сегодняшний день в стране. И в нашем бизнесе мы получаем отражение. До сентября рост был очень хороший, по магазинам LTL 10-11%. Осенью ситуация изменилась – как будто бы перекрыли кран. Такое ощущение, что у покупателей кончились деньги. Поэтому, когда наши налоговые органы отчитываются, что они в очередной раз перевыполнили план по сбору налогов, то хочется, чтобы государство эти деньги все-таки более активно возвращало в экономику.

Исходя из классики экономики, того же марксизма, если деньги из экономики изъяты, но не пущены снова в дело, то дальше экономика будет работать хуже. Деньги необходимо тратить, иначе экономика не будет работать эффективно. Важно, чтобы эти проблемы решались. Иначе можно ожидать негативных последствий.

Планы на следующий год примерно такие же, как и на этот, исходя из ситуации в стране. Мы видим, что роста экономики почти нет. На этом фоне показывать рост среднего чека, рост по магазинам LTL выше инфляции довольно сложно. Книжный рынок – относительно небольшой.

В перспективе, открывая по 60 магазинов в год, планируем выйти на 1000 книжных магазинов в стране. У нас сейчас 632 магазина, но видим по локациям, что потенциал в 1000 магазинов точно есть.

Форматы магазинов подстраиваем под объёмы рынка. Чем больше объёмы рынка, тем больше магазин мы можем там открыть. Чем меньше объемы рынка, тем более узкий круг ассортимента мы можем поставить, иначе есть риск это не реализовать. Одна из ключевых проблем выхода на малые локации — небольшой совокупный спрос. Он зависит от потока и от количества денег, которые есть у людей. Чем меньше локация, тем тяжелее там что-либо продать.

К слову, есть идея — строить торговую инфраструктуру, кооперируясь с другими сетевыми операторами и выстраивать нестандартные форматы. Например, детские магазины, спортивные магазины – это такой торговый департмент стор. Но пока, к сожалению, подобные коллаборации только на уровне идеи. Конкурировать мы уже научились, а сотрудничать и кооперироваться – пока не очень. Это вопрос взросления бизнеса.

Самые лучшие продажи года и благодаря чему они такими были?

Рейтинги за 2019 год по данным сети книжных магазинов «Читай-город»

Художественная литература

1. Мятная сказка, Полярный А.

2. В метре друг от друга, Липпинкотт Р., Дотри М., Иаконис Т.

3. 1984, Оруэлл Дж.

Нон-фикшн

1. НИ СЫ Будь уверен в своих силах и не позволяй сомнениям…, Синсеро Дж.

2. Хочу и буду Принять себя полюбить жизнь и стать счастливым, Лабковский М.

3. Тонкое искусство пофигизма Парадоксальный способ жить счастливо, Мэнсон М.

— Классики маркетинга говорят нам о том, что изменить образ мыслей человека практически невозможно. Мы работаем со своей основной целевой аудиторией: это те люди, которые читают в целом, и читают бумажные книги. Мы максимально вовлекаем их в наши мероприятия, чтобы создать дополнительный интерес.

И, конечно, работаем в направлении детского и подросткового чтения. Создание привычек, связанных с книгой, на наш взгляд – это единственный ключевой для отрасти путь воспитания завтрашнего читателя.

Например, проект «ПОСЛЫ ЧТЕНИЯ» #ЮФ. Это совместный проект с холдингом «Эксмо–АСТ». Он создан с целью популяризации книг и чтения среди молодежи. Это проект поколения Z, которому, казалось бы, не нужно ничего, кроме социальных сетей, но мы хотим сказать им, что читать книги не просто полезно, а действительно классно. Идем на смелые коллаборации, привлекая артистов, блогеров, художников, способных говорить о литературе на современном языке.

В ноябре провели мероприятие в Санкт-Петербурге в рамках международного культурного форума — открытая лекция и концерт «РЭП как новая поэзия» на Новой сцене Александринского театра.

В декабре с видеоблогером Сыендуком запустили совместную акцию. Суть — новое лицо для старых книг. Сыендук создал новые обложки для классики в жанре советской научной фантастики («Час Быка», «Голова профессора Доуэля», «Пикник на обочине»). Специальные обложки — это оммаж (работа-подражание) к известным мультфильмам, играм и рекламе. Лимитированная коллекция разлетелась в нашем интернет-магазине за 1,5 часа. Было продано более 1000 книг. Результат говорит сам за себя.

Как изменились приоритеты у читателей? Например, применительно к электронным и аудиокнигам?

— Сегодня аудиокнига — это продукт, который расширяет рынок. Люди слушают аудиокниги, когда едут в машине или стоят в пробке, когда занимаются спортом. И если говорить, что мы конкурируем за время с другими источниками информации и развлечений, то в данной ситуации это время как раз прекрасно подходит для того, чтобы люди могли потреблять аудиокниги.

Издатели сейчас уделяют пристальное внимание качеству прочтения. Книга должна быть профессионально озвучена. Еще несколько лет назад в этом была большая проблема. Качество здесь играет ключевую роль. Людям прочитать серьезную классику порой сложнее, чем прослушать. Хорошая литература всегда хорошо звучит. Это своя музыка, ритм, это как поэзия, и ее надо читать вслух.

Удобство электронных книг в другом — они не занимают места, развиваются инструменты работы с текстом. В последнее время я и сам читаю много электронных книг. Кстати, недавно прочел новую, только что вышедшую на английском книгу уважаемого мной нобелевского лауреата Роберта Шиллера «Экономика рассказа». Так что, развитие электронных книг меня не удивляет. При этом мы наблюдаем некий мировой тренд — на продаже бумажных книг продажа этих носителей не сильно сказывается. В текущей ситуации в мире и у нас мы не видим серьёзного оттока от продаж бумажных книг со стороны конкуренции – ни цифровых, ни электронных. Чем больше у людей возможностей и вариантов, тем больше денег в итоге. И потребителю, и экономике важно наличие всех форматов.

Сегодня легкую, проходную литературу больше читают в электронном виде, а более серьезную качественную — люди предпочитают иметь в двух вариантах. Детские книги и подарочные издания воспринимаются только в бумажном формате.

Ваши рекомендации издательствам по выбору потенциального бестселлера/актуального издания?

— Как правило, издательства общаются с нами и с другими крупными операторами на уровне предзаказов. Когда мы говорим, что мы готовы взять небольшое количество той или иной книги, они говорят – «как же мы будем это печатать, если вы это не возьмете?». Когда наши эксперты не верят в какую-то книгу, то издатель тоже начинает сомневаться.

Вот пример интересного эксперимента — книга «Мятная сказка», где мы продаем значительную часть тиража, очень популярна. Автор, известный блогер, сделал цветную версию книги и добавил еще главу, книга стала дороже. Вместе с издательством мы сделали эксклюзивную историю по ее продаже. Продали много. Но все равно черно-белая книга осталась лидером продаж.

Мы коммуницируем с издателями на уровне аналитики, но издателю важно получить сразу обратную связь. Можно не печатать большой тираж. Предугадать, как рынок будет воспринимать ту или иную книгу, практически невозможно. В Интернете есть инструмент предзаказа, получая эти данные можно корректировать тираж.

 

 

2 гвардияСВЕТЛАНА МИНИНА, ГЛАВНЫЙ ТОВАРОВЕД ДОМА КНИГИ «МОЛОДАЯ ГВАРДИЯ» :

 Ваши впечатления в книжной сфере от минувшего года?

Положительных впечатлений от минувшего года нет.

Самые лучшие продажи года?

Лучше всего продавалась новинка Дины Рубиной «Наполеонов обоз. Книга 2. Белые лошади»

Сохраняется ли прежняя сезонность в годовых продажах?

Сезонность отсутствует, небольшой всплеск потребительской активности перед Новым годом, и на этом всё.

Насколько помогают выкладки, акции, презентации, баннеры на главной странице?

Выкладки, конечно, помогают. Эффективность рекламных материалов оценить сложно. Если автор хорошо известен, то презентации приносят выручку.

Эффективны ли книжные дисконтные карты?

Сегодня, в условиях трудной экономической ситуации, практически каждый покупатель ценит скидку.

Как изменились приоритеты у читателей?

Наибольшей популярностью у читателей пользуется психология.

 

3 захаровИРИНА БОГАТ, ДИРЕКТОР ИЗДАТЕЛЬСТВА «ЗАХАРОВ»:

Идеальная современная книга должна быть принципиально новой, классической или ответом на самые острые вызовы нынешнего дня?

Идеальных книг не существует. Та же как не существует идеального человека. А книга – это все же продукт жизнедеятельности людей. Было бы странно, если б продукт жизнедеятельности был идеальнее своего создателя. Применительно к книгам, кто-то читает художественную литературу, кто-то биографии и мемуары, кто-то блоги, а кто-то (и таких все больше) – вообще ничего. Можно сказать, что сколько людей – столько и идеалов.

Как за последние годы изменились читательские предпочтения, стал ли российский читатель более искушенным?

— Нет, более искушенным он не стал. Он стал более ленивым. Вообще российский читатель – это ленивый читатель. Он покупает то, что ему знакомо, или если так или иначе он об этом уже слышал. Нет особой охоты узнать новое имя или прочесть о чем-то доселе незнакомом. Но надо справедливости ради заметить, что и книг издается в последние годы очень много, и иногда не так просто сориентироваться. К тому же книги стали дорогим удовольствием, а для некоторых – просто роскошью. А если книга дорогая, то и отбор идет более тщательно, и нет смелости (или кошелька) потратиться на что-то незнакомое.

Как вы ориентируетесь между Настоящим и Будущим, между актуальными трендами и возможной перспективой?

— Наше издательство специализируется в жанре nonfiction — то есть мы предпочитаем издавать биографии и мемуары. Мы были практически первыми, кто начал издавать в России книги этого жанра – как отечественные, так и переводные. Так что наши предпочтения больше лежат в прошлом, чем в будущем. Жанр Nonfiction всегда был в тренде. И всегда будет. Потому что жизнь намного интереснее любого вымысла. А незнающий прошлого, не ориентируется в настоящем и не понимает, куда идти завтра.

Ваш самый удачный издательский проект, вышедший в 2019 году?

— Безусловно, это антиутопия Алексея Федярова «Сфумато».

Какой из проектов/серий/книг вы планируете как самые перспективные в 2020 году?

— Мы не планируем: будет книга перспективна или нет. Потому что, во-первых, этого никто не знает, и даже самая дорогая реклама не гарантия того, что книга «раскрутится». А во-вторых, мы издаем то, что нам нравится самим, в надежде, что мы не будем одиноки.

Каким должен быть современный книжный магазин?

— Большим, просторным, чтобы можно было сесть, полистать понравившуюся книгу, или пожилым людям – передохнуть. И с персоналом, который понимает, ЧЕМ он торгует и ориентируется в этом.

Как вы представляете себе идеальную модель сотрудничества с книжной торговлей?

— Люди, работающие в магазинах, от директора до младшего менеджера, должны понимать, что они с нами, издательствами, — партнеры. Вот этого понимания как не было, так и нет. Предпочтение отдается обычно бестселлерам, книги же пока еще неизвестных авторов ставятся на самое неприметное место, с ними не ведется никакая работа. А иногда их просто отказываются брать. Я помню, как умоляла поставить на видное место первый роман Бориса Акунина «Азазель». Мне никто не шел навстречу. Потому что никто его не знал. И никто не верил в возможность удачи. А надо верить всегда! Потому что без веры мало что получается.

 

цпФИЛИПП ШИПЕТИН, ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР ИЗДАТЕЛЬСТВА «ЦЕНТРПОЛИГРАФ»:

— Идеальная современная книга должна быть принципиально новой, классической или ответом на самые острые вызовы нынешнего дня?

— Скорее третье. Поскольку в третий пункт входят также и первый и второй. Например, сейчас налицо повышение читательского интереса к нон-фикшн, к российской и мировой истории. Ответом на этот вызов могут быть как книги принципиально новые, так и классика.

— Как за последние годы изменились читательские предпочтения, стал ли российский читатель более искушенным?

— Чтение становится более направленным. Современный читатель не стремится объять необъятное. Он все более ориентируется на какие-то определенные жанры, направления, серии. И в рамках своей предпочтительной ниши — да, становится все более искушенным.

— Как вы ориентируетесь между Настоящим и Будущим, между актуальными трендами и возможной перспективой?

— «Центрполиграф» — универсальное издательство. То есть работает с разными жанрами и направлениями. А такие издательства в принципе придерживаются правила разумной достаточности и не кладут все… книги в одну корзину.

— Ваш самый удачный издательский проект, вышедший в 2019 году?

— Это несколько очень разных проектов. Среди них два новых, начатых в 2019: это серия военно-исторических романов «Глубокий поиск» и поэтическая серия «Любовная лирика». Очень удачные новинки вышли в сериях, начатых в предыдущие годы: «Новейшие исследования по истории России» и «Шедевры детектива #1»

— Какой из проектов/серий/книг вы планируете как самые перспективные в 2020 году?

— Планируем продолжать работу с русской и мировой исторической литературой во всем ее многообразии. И да, мы не скрываем, что по-прежнему любим детектив, фантастику. А также по-новому взглянули на поэзию. Так что готовьтесь. Будет много интересного.

— Каким должен быть современный книжный магазин?

—Ну очень человекоориентированным. Где покупателю рады, где ему помогут, посоветуют, обеспечат ему массу положительных эмоций. Наверное, скорее это клубный магазин, где можно не только выбрать книгу, но также пообщаться с авторами, издателями, читателями, посетить какие-то лекции, встречи, обсуждения. А иначе зачем идти в книжный магазин, когда любую книгу можно заказать онлайн?

— Как вы представляете себе идеальную модель сотрудничества с книжной торговлей?

— Идеал потому и идеал, что недостижим. Но мы стараемся двигаться, как нам кажется, в правильном направлении: в сторону индивидуального подхода к каждому клиенту и партнеру. Это себя оправдывает.

 

4 феникс

ОЛЬГА ДОМРАЧЕВА, ЗАМЕСТИТЕЛЬ ДИРЕКТОРА ИЗДАТЕЛЬСТВА «ФЕНИКС»:

Идеальная современная книга должна быть принципиально новой, классической или ответом на самые острые вызовы нынешнего дня?

Перефразируя классика: «Книги разные нужны, книги разные важны!». Как и в природе, разнообразие в социуме, в культуре обеспечивает качественное развитие. На наш взгляд, необходимо думать и о вечных ценностях и разбираться в новых реалиях жизни.

Как за последние годы изменились читательские предпочтения, стал ли российский читатель более искушенным?

Очень сложный вопрос. Более избалованным в плане выбора книг – да. Искушенным? Думаю, что нет. И дело здесь даже не в самих читателях, а в том количестве информации, в котором мы живем, в изменении отношения к авторству. Теперь каждый может стать писателем. Попутно. Проходя мимо. Зачастую из-за этого качество контента снижается. Зато яркие обложки и броские названия. Конечно, перед читателем стоит непростой выбор.

Как вы ориентируетесь между Настоящим и Будущим, между актуальными трендами и возможной перспективой?

Отвечу словами Александра Сергеевича:

«И опыт, сын ошибок трудных,

И гений, парадоксов друг,

И случай, бог изобретатель.»

Ваш самый удачный издательский проект, вышедший в 2019 году?

2019 год в какой-то мере стал переломным для нашего издательства. Мы вошли в непростой сегмент новой русской прозы. Вошли, на наш взгляд, удачно. Мы выпустили книгу Татьяны Соломатиной: «Первый после Бога». Это истории из жизни студента медицинского вуза, врача акушера-гинеколога, писателя, сценариста, жены и матери. Истории, прожитые человеком, которому иногда изменял здравый смысл, но чувство юмора не подводило никогда.

Познавательно и занимательно, весело и грустно, саркастично и духоподъёмно. Прочтение приравнивается к курсу профессиональной психотерапии.

Какой из проектов/серий/книг вы планируете как самые перспективные в 2020 году?

Мы продолжим вектор развития в сторону новой русской прозы, качественного Non Fiction. Также мы выпускаем проект, для которого сложно подобрать жанр — «Космос: твой и мой», автор Алия Григ. Мы определили его как роман-визуализация. С одной стороны, это современная проза. С другой… Все, что написано в книге – это реальные результаты проекта орбитального города EFIR. На основе полученных данных была спроектирована жизнь реального человека через 30-50 лет. Так что нас ждет увлекательное чтение про нашу жизнь в недалеком будущем.

Еще одна долгожданная книга – роман Олега Гладова (номинанта премии «Нос») «Полли хочет крекер» — атмосферная история, неуловимо перетекающая в детектив, триллер в жанре роуд-муви, магический реализм, приправленный киберпанком.)

Совершенно неожиданно для нас, тема русской культуры в современной подаче стала актуальной. Поэтому мы продолжаем сотрудничество с нашим автором, Жанной Андриевской – популяризатором русской культуры, истории, этнографии. И уже в начале года в нашем издательстве выходит книга «Тайны русских народных сказок». Это сборник оригинальных рассуждений об уникальных, мудрых и добрых смыслах русских народных сказок, преимущественно волшебных. Автор не ставит перед собой цель научного разбора сказок. На первый план выносится идея победы добра, семейного счастья, взаимосвязи действий героев с результатами. Многие сказки соотносятся с документально подтвержденными реалиями, исследованиями этнографов, фольклористов, археологов, историков

Есть еще масса интересных проектов, обо всех рассказать невозможно, заходите к нам на страничку и следите за новинками.

Каким должен быть современный книжный магазин?

Атмосферным местом, где можно найти книгу и занятие по душе. Клубом любителей книг.

Как вы представляете себе идеальную модель сотрудничества с книжной торговлей?

Как отлаженный механизм швейцарских часов с широко открытыми глазами и широкой душой.

 

5 лайвбукОЛЬГА ЛЯБИНА, ДИРЕКТОР ИЗДАТЕЛЬСТВА «ЛАЙВБУК»

Идеальная современная книга должна быть принципиально новой, классической или ответом на самые острые вызовы нынешнего дня?

Идеальная современная книга – та, которая может найти своего читателя. И в текущих условиях, на мой взгляд, все больше возможностей найти своего читателя у нишевых книг.

Как за последние годы изменились читательские предпочтения, стал ли российский читатель более искушенным?

За последние годы можно говорить, например, об изменении каналов информации и способах досуга. У чтения появилось много конкурентов. Сериалы, игры, развлекательные сайты, Youtube оттягивают аудиторию, для которой чтение — отдых. Тот, кто покупал литературу по саморазвитию и различный нон-фикшн, теперь могут сделать выбор в пользу вебинаров и статей экспертов в интернете. Поэтому выбирая, какую книгу прочесть, читатель, вероятнее, отдаст предпочтение, пусть меньшему количеству, но самому лучшему в своем списке.

Как вы ориентируетесь между Настоящим и Будущим, между актуальными трендами и возможной перспективой?

Мы следим за тем, что происходит на рынке. Как на нашем, так и зарубежном. Каждый год я бываю на выставке во Франкфурте и вижу, какие новые тренды появляются как в тематике, так и в оформлении книг. Так же мы анализируем динамику продаж наших книг и много общаемся со своими читателями – в соцсетях и лично, на выставках в разных городах.

Ваш самый удачный издательский проект, вышедший в 2019 году?

Если говорить о коммерческом успехе, самым удачным проектом для нас стала книга Алеси Казанцевой «Режиссёр сказал: одевайся теплее, тут холодно». Алеся работает вторым режиссером на съемках кино и рекламы, и лет пятнадцать назад начала публиковать свои заметки о работе и жизни в ЖЖ. С тех пор многие издательства предлагали ей собрать из них книгу, но обстоятельства сложились так, что повезло именно нам. Чему мы очень рады. Также в 2019 году у нас вышли две книги, составленные Шоном Ашером (в 2016 году мы уже издавали его «Письма на заметку» и с тех пор сделали еще несколько допечаток) – «Речи на заметку» и «Списки на заметку». Это потрясающе красивые издания с вдохновляющими и любопытными, грустными и забавными, одним словом, самыми удивительными речами и списками, кропотливо собранными Шоном в архивах.

Какой из проектов/серий/книг вы планируете как самые перспективные в 2020 году?

В первом полугодии у нас выйдет роман американки нигерийского происхождения Ннеди Окорафор «Кто боится смерти». Окорафор хорошо знакома любителям фантастики. Ее книги регулярно становятся номинантами и лауреатами премий в этой области. «Кто боится смерти» — не исключение. Этот роман получил Всемирную премию фэнтэзи и собрал прекрасные отзывы, а канал HBO уже готовит экранизацию.

Еще одна книга, которую мы считаем очень важной и нужной — «Рождение таблетки» Джонатана Эйга. Это нон-фикшн об изобретении противозачаточных таблеток в 50-х годах США. Эйгу удалось сделать книгу о событии, коренным образом изменившем наше общество, очень человеческой. Он рассказал историю четверых энтузиастов, без которых ничего бы не случилось.

Каким должен быть современный книжный магазин?

Современный книжный магазин – это магазин-клуб, место, где можно найти единомышленников. Человеку важно быть частью «коммьюнити», просто купить книгу в наше время зачастую удобнее в интернет-магазине.

Как вы представляете себе идеальную модель сотрудничества с книжной торговлей?

Единая система заказов, сеть, благодаря которой любой магазин может увидеть информацию о книгах любого, даже самого маленького издательства. И может сделать предзаказ на еще не вышедшую книгу. Таким образом, издатель к моменту выхода книги понимает, какое количество книг у него закажут, и может корректировать тираж.

Также нужны унифицированные логистические хабы, это существенно ускорило бы доставку книг в регионы и оптимизировало затраты на логистику. Упрощение доступа книг в регионы крайне важная для нас тема, и с ней связано множество пожеланий. Кроме этого, хотелось бы получать профессиональную обратную связь, помимо факта продажи книг, от специалистов торговли, мы видим, как такое общение помогает нам лучше представить наши книги на рынке.

 

 

6 грифонИЗДАТЕЛЬСТВО «ГРИФОН»:

Идеальная современная книга должна быть принципиально новой, классической или ответом на самые острые вызовы нынешнего дня?

Должна быть актуальной, т.е. давать ответы на самые острые вызовы сегодняшнего дня.

Как за последние годы изменились читательские предпочтения, стал ли российский читатель более искушенным?

Читатель стал более искушенным. Этому способствует и огромное многообразие книг, и рост цен на книжную продукцию.

Как вы ориентируетесь между Настоящим и Будущим, между актуальными трендами и возможной перспективой?

Мы стараемся шагать в ногу со временем. Отслеживаем актуальные тренды и оперативно реагируем на запросы читательской аудитории.

Ваш самый удачный издательский проект, вышедший в 2019 году?

Это серия книг по логопедии Светланы Евгеньевны Большаковой «Алалия. Работа на начальном этапе…» и «Алалия. Первые слова…». Ну и, конечно же, книги Леонида Матвеевича Аринштейна «Пушкин. Непричесанная биография» (Первая и Вторая книга).

Какой из проектов/серий/книг вы планируете как самые перспективные в 2020 году?

Планируем продолжать серию по логопедии: сейчас печатается пособие Ольги Ивановны Азовой «Азы речи. Я учусь слушать и говорить…»

Каким должен быть современный книжный магазин?

Он должен быть доступным. В это понятие мы закладываем несколько составляющих: удобное расположение, хороший ассортимент (речь именно о книгах) и достаточную площадь залов, возможность быстрого поиска интересующей книги (обязательно с использованием современных информационных технологий), адекватные цены. Также читатель должен иметь возможность в комфортной обстановке ознакомиться с интересующими его книгами (речь о кофейне, чайной и т.п.)

Как вы представляете себе идеальную модель сотрудничества с книжной торговлей?

Нам бы хотелось, чтобы все участники каналов распространения книг (оптовые организации, магазины) уделяли большее внимание работе именно с книгой. Речь о вдумчивом ознакомлении товароведов с каждой новинкой (часто книги в магазинах оказываются в залах/разделах, не соответствующих тематике), о постоянном отслеживании товарных остатков и их оперативном пополнении, да и, вообще, о приложении максимума усилия для того, чтобы книга нашла своего читателя. Понятно, что в условиях сегодняшнего состояния дел в книжной отрасли это утопия, но к этому надо стремиться.

 

7 пятый римИЗДАТЕЛЬСТВО «ПЯТЫЙ РИМ», ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР МАКСИМ МАКАРЕНКОВ:

Идеальная современная книга должна быть принципиально новой, классической или ответом на самые острые вызовы нынешнего дня?

Прежде всего, таких книг должно быть много. Много разных хороших качественных книг. Я думаю, идеальная современная книга — качественная книга. Причем, по чеховскому определению — в ней должно быть прекрасно всё, и содержание, и полиграфическое исполнение, и корректура.

Как за последние годы изменились читательские предпочтения, стал ли российский читатель более искушенным?

Давайте, договоримся сразу — нет какого-то усредненного российского читателя. Если говорить об интересных явлениях в книгоиздании и читательских интересах то, я бы сказал — появилось больше читателей, чётко формирующих свои интересы и книжные запросы. Все больше людей интересуются научно-популярной, документальной литературой, тем, что сейчас почему-то принято называть калькой с английского – «нон-фикшн». Стал ли более искушенным? Неясно, с чем сравнивать. Более — по сравнению с чем?

Как вы ориентируетесь между Настоящим и Будущим, между актуальными трендами и возможной перспективой?

Живём в Настоящем, ловим сигналы Мироздания. Если чуть серьёзней — мы общаемся с теми, кому интересны книги, слушаем и читаем, что обсуждают люди, которым интересно то, что мы издаём, и всегда прикидываем — захотим ли мы это прочитать сами.

Ваш самый удачный издательский проект, вышедший в 2019 году?

«Блокада Ленинграда. Детская книга». Идеальная иллюстрация того, о чем я говорил чуть выше. Мы спросили людей, нужна ли такая книга, и получили мощный отклик. Да, писали нам, такая книга очень нужна, её очень не хватает!

Какой из проектов/серий/книг вы планируете как самые перспективные в 2020 году?

Все.

Каким должен быть современный книжный магазин?

Это магазин, где работают люди, которые любят и знают книги. Можно смириться с неудачной раскладкой, не самым удобным размещением, но лично меня повергают в тоску (особенно часто это в больших книжных и сетевых магазинах) андроиды, которые способны только нажать клавиши для ввода названия в поисковой системе магазина.

Как вы представляете себе идеальную модель сотрудничества с книжной торговлей?

Полное и качественное совместное информационное сопровождение книги от склада, до покупателя.