Константин Семенов. Русская армия на чужбине. Драма военной эмиграции 1920-1945 гг.

русская армия на чужбинеВ фундаментальном издании на основе архивных документов описывается жизнь и деятельность оказавшихся после победы большевиков за границей русских солдат и офицеров, и функционирование эмигрантских русских военных организаций в Европе.
На первых страницах Семенов рассказывает об организованной и массовой эмиграции военнослужащих, в том числе уделяя внимание первым, не столь широко известным, как события 1920 года, эпизодам. «Первыми, в конце 1918 г. на территорию Германии прибыли около 2500 беженцев из Прибалтики и Украины. Среди беженцев преобладали военнослужащие армии гетмана Украины П.П. Скоропадского. Эта группа беженцев была размещена в лагерях Клаусталь, Бленхорст, Вецлар, Нойштадт и Зальцведель. В последнем вскоре была образована так называемая Западная добровольческая армия (ЗДА) генерал-майора П.Р. Бермонт-Авалова. В декабре 1919 г. на территорию Германии отошла новая волна русских военнослужащих — около 3000 человек из ЗДА. Из этой группы 1400 человек были размещены в городе Нейссе, а другие в лагерях Альтенграбов и Вюнсдорф. Прибывшие на территорию Германии чины армии получили единоразовую денежную помощь от Германии в размере 250 офицеры и 150 марок солдаты. Весной 1920 г. для прибывающих в Германию русских военнослужащих было создано еще несколько новых лагерей-общежитий в Альтенау, Боденфельде, Вильдемане».
Далее приводятся данные об апрельской 1919 года Одесской эвакуации, судьбе тех, кто был в составе Северо-Западной армии Н.Н. Юденича, и февральской 1920 года Одесской эвакуации. В тексте приводятся документы, показывающие непростые отношения Врангеля, стремившегося сохранить армию, с французским командованием, болгарскими и другими европейскими правительствами, и попытки использовать турецкую территорию для подготовки террористических актов против Советской России.
Описывая, как покинувшие лагеря военнослужащие Русской армии пытались устроиться в Европе, в тексте рассказывается об организации воинских союзов в различных странах, и расширении Врангелем полномочий судов чести, и особенностей отношений эмигрантских организаций с местными правительствами. «На территории Германии первыми в политические события оказались вовлечены люди П.Р. Бермонт-Авалова: они были тесно связаны с немецкими добровольческими корпусами, сражавшимися с левыми в России и в Германии. Сам П.Р. Бермонт-Авалов пытался играть значительную роль в политической жизни республики. В ходе переговоров с немцами была достигнута договоренность, что интернированные в лагере Альтенграбов чины Западной добровольческой армии примут участие в Капповском путче в марте 1920 г. При успешном развитии событий П.Р. Бермонт-Авалов рассчитывал получить аналогичную помощь от своих немецких друзей при новом походе в Россию. Быстрый провал Капповского путча не дал заговорщикам претворить в жизнь свои планы. Тем не менее, иностранный отдел Всероссийской чрезвычайной комиссии (ИНО ВЧК) смог установить интенсивную связь П.Р. Бермонт-Авалова с нелегальными немецкими военными организациями (так называемыми Добровольческими корпусами)».
Следующие страницы посвящены образованию РОВС, вербовке русских военнослужащих во Французский легион, участии некоторых русских эмигрантов в Пивном путче в Мюнхене, участии русских наемников в албанских событиях 1924 года. В книге подробно рассказано о деятельности РОВС, о внутренних противоречиях военной эмиграции, смерти Врангеля и новом председателе союза генерале А.П. Кутепове. «В конце 1929 г. в I отделе была осуществлена уникальная попытка осуществить силами РОВСа меры социальной защиты. В русском госпитале Вильжуиф (Париж) была создана т.н. «койка РОВС» в госпитале Вильжуиф. Постоянная койка была учреждена с 1 декабря 1929 г. для чинов РОВС, нуждающихся в хирургическом лечении. Право на пользование этой койкой, включая бесплатное содержание, операции и перевязочные материалы, получили все чины РОВСа, нуждающиеся в хирургическом лечении. Для получения права на койку в госпитале, каждый, нуждавшийся в хирургическом лечении чин РОВСа представлял начальнику I отдела генерал-лейтенанту Хольмсену: удостоверение РОВСа и врачебное свидетельство о необходимости хирургического лечения».
Не забыта и враждебная деятельность советских спецслужб, попытки вербовки и похищения генералов, а также участие русских военных в Гражданской войне в Испании и во Второй мировой войне, а также репрессии и последствия войны для эмигрантских организаций в Европе.