Владислав Петров. Всякий, даровитый или бездарный, должен учиться… Как воспитывали детей в Древней Греции

обучение в грецииВ отличие от Древнего Рима, Древняя Греция на протяжении всех веков своего существования вовсе не являлась сплоченной единой державой (как в псевдоисторических победных блокбастерах), а лишь территорией, на которой уживались (и не всегда мирно) города-полисы.
Каждый из многочисленных (несколько сотен) полисов демонстрировал свою независимость и часто бывало так, что ради независимости, не желая объединяться с другими (под эгидой одного из самых крупных — Афин, Спарты, Фив), предпочитал обращаться за помощью к главному недругу древних греков – персидскому владыке. Поэтому патриотизм в Древней Греции в первую очередь распространялся на родной полис.
Объединителем (и де-факто – правителем) стал Филипп II Македонский, который представил включение греческих земель (не считая Спарты) в 337 году до н. э. под эгидой Коринфского союза как защиту от персидской агрессии. А сын Филиппа, Александр Македонский использовал заблаговременно сделанные приготовления отца для нападения на Персию.
Во времена греко-персидских войн спартанцы (отличающиеся «простотой нравов») не раз ждали, пока греки и персы разберутся между собой, и только потом – начать сражаться, если победитель посягнет на их территорию. Хотя с персами спартанцы договаривались. А в самой Спарте, чтобы население не приобщалось к разлагающим чужеземным нравам (афинским и прочим), официально объявлялись ксенеласии – организованные погромы иностранцев.
Древняя Греция провозглашается одним из самых первых предшественников современной европейской цивилизации. На чем же базировалось древнегреческое воспитание и образование, и какой была в том обществе роль женщин?
В древнегреческом обществе женщинам отводилась лишь роль заботливой матери и хранительницы семейного очага. Она проводила жизнь на женской половине, покидая ее под мужским присмотром — если не считать устраиваемых для женщин религиозных праздников.
«Когда же у женщины возникала надобность выйти из дому, к примеру на рынок, это полагалось делать под присмотром мужа или в крайнем случае раба… И можно не сомневаться: стоило госпоже сделать что-то выходящее за рамки дозволенного, об этом сразу становилось известно мужу. Такой контроль полагали необходимым, поскольку считалось, что женщина не вполне способна отвечать за свои действия…
Собственно, об образовании как таковом говорить не приходиться. До пятнадцати лет девушки из приличных семей покидали гинекей только во время праздничных шествий и похоронных обрядов…
Правильное воспитание девочек с точки зрения спартанских обычаев и потребностей заключалось в том, чтобы они вошли в детородный возраст физически здоровыми и произвели жизнеспособное потомство, которое не придется сбрасывать в пропасть».
Были ли все древние греки свободными? Нет. «…детям прививали любовь к труду и хозяйственные навыки, в том числе знание полевых работ и умение управлять рабами — не надо забывать, что рабовладение было основой греческого благосостояния».