Доминик Гийо. Люди и собаки

люди-и-собаки

Книга, по словам автора, адресована людям, стремящимся понять природу той мистической связи, которая возникла между человеком и его домашним животным-компаньоном и поэтому один из возникающих вопросов – нормально ли это – разговаривать со своей собакой? «С собаками разговаривают, перед ними извиняются, случайно наступив им на лапу… В последние десятилетия в развитых странах эксцентричность владельцев собак достигла, кажется, наивысшего уровня… Множество телевизионных передач, посвященным животным-компаньонам, или телетренинги типа «Мой пес мной командует. Что делать?» лишь подтверждают очевидный факт: большинство собак сегодня окружены такой нежностью и заботой, какими их хозяева не удостаивают даже самых близких своих родственников».
Исследование, получившее в 2009 году Гран-при Морон, подробно рассматривает эволюционное происхождение собак, одомашнивание и биологические аспекты одомашнивания собак. Одна из глав – «Что такое породы собак? Мифы, реальность и зрительный обман» описывает создание собачьих пород во второй половине XIX века. В это время основатели собачьих клубов составляли часть социальной, экономической и интеллектуальной европейской элиты.
Бурное развитие биологии и астрономии, развитие новых научных представлений о живой природе и наследственности, «расширились до учений о человеческих «расах»», в том числе – основанной двоюродным братом Дарвина, Фрэнсисом Гальтоном, евгеники.
Одновременно с развитием этих идей росло и количество клубов собаководства, начиная с 1860-х годов. Кинологические клубы и общества, объединившиеся в федерации международного масштаба, начали инвентаризацию «пород» собак, рассматриваемых в качестве изначально чистых типов. Далее следовало сохранять зарегистрированные породы при помощи целенаправленного разведения. Стали незаменимыми личные карточки и точные родословные, прослеживание исторического происхождения и родственных связей зарегистрированных пород. Как подчеркивает Гийо, идея о существовании разных пород, представляющих определенные типы, чистоту которых надо сохранять при помощи селекции, — возникла недавно.
В тексте описано, как собаки воспринимают мир, каков собачий склад ума и какова социальная жизнь собак. Одна из глав посвящена тому, как люди и собаки общаются между собой.
«Однако разговаривать с собакой – совсем не одно и тоже, что разговаривать с камнем, деревом или даже коровой. Никакие реакции и ответные сигналы любого живого существа не могут по информационной насыщенности и эмоциональному богатству сравниться для человека с его общением с собакой. Почему это так? Прежде всего, потому, что эволюция собак происходила в антропогенной нише. Под влиянием эволюционных сил, свойственных этой нише, собаки приобрели коммуникативные способности, приближающие их к человеку. Наши контакты становились все более плотными и сложными. Способы общения собак с человеком совершенствовались и развивались в разных направлениях. Так, собаки научились распознавать сигналы человека, включая и те, которые для нашего глаза почти незаметны, как, например, сопровождающие нашу речь неосознанные движения тела.
Можно ли в связи с этим сказать, что естественный отбор превратил собаку в существо, способное нас обмануть, создал своего рода коммуникационную приманку?»
В главе, посвященной языку для разговора с собакой, подчеркивается, что адаптация в человеко-собачьем общении была взаимной, и люди, обращаясь к собаке, используют особую манеру речи.