Елена Жданова. Хозяйка тайги. Сказки сибирских лесов. Сказки сибирских деревень

хозяйка тайги На сибирских просторах живет большое количество народов со своими традициями и преданиями, и поэтому здешние сказки такие разнообразные. В красочную книгу продолжающую предыдущую книгу («Сказки сибирских деревень») собраны лучшие сибирские сказки, которые были услышаны Ждановой от своей бабушки, родившейся и прожившей жизнь в Сибири. В авторском предисловии рассказывается об истории тех далеких мест и традициях, обычаях и надеждах отечественных первооткрывателей. Среди персонажей сказок: хозяйка тайги и всех животных, а также неразлучные с людьми их братья меньшие, собаки и коты, лошади, и, конечно, взрослые и дети.
«Много годков несет наша речушка свои воды. Ранее, говорят, водилась в ней рыба чудная, которая умело молвить человеческим голосом. Оно, конечно, может, и придумка все это, однако ж, слыхал я такое от своей прабабки, а той сказывала ее прабабка.
Не один век сменился, а вот остался в народе сказ о том, как один паренек свою судьбу пытал. Прозвали его Ворон за темный волос и глаза черные. Споначалу ничем он не отличался от прочих мальчонок. Также бегал в портках да рубашонке, отцу помогал по всякому делу. Но вот вышел он в пору женихов и приглянулась ему девица, Услада…»
Но ей понравился другой паренек, и тогда осерчавший Ворон пошел к Черному озеру, на поклон к чародейке, и попросил подсобить ее, сделав так, чтобы Услада его полюбила.
Чародейка ответила, что не властна над любовью, и дала ему выпить отвар, чтобы избавиться от любви. Выпил Ворон ту чашу, впал в беспамятство, и очнулся уже другим. Прошло время – женился на подружке Услады, которая его полюбила, а сам-то остался и к жене, и родившимся детям равнодушным. И решила его жена узнать, в чем же дело, почему муж такой равнодушный…
Текст сказок органично дополняют изящные и наглядные рисунки художницы Ольги Гвоздевой.

 

сказки сибирских деревень1
Вышедшая в серии «Сказки Народов России» красочная книга, написанная автором со слов своей бабушки, родившейся в начале XX века в Сибири и прожившей там жизнь, досконально знавшей местные традиции, обычаи и предания.
В тексте сказок бережно сохранены речевые обороты, которыми в старину пользовались в Сибири, а в сносках объясняется значение устаревших слов и диалектов. Неслучайно, как написано в предисловии к книге, в каждой деревне, в каждом селе, сказки и байки рассказывали на свой лад, передавая мудрость и красоту старинного русского языка, духа вольницы и бесконечной любви к Родине.
Во многих сибирских сказках описано, как разные животные помогают добрым людям, попавшим в беду и даже спасают их от злых и жадных злодеев, готовых на любые поступки ради обогащения. «Это случилось давным-давно. В те времена люди только-только приходили на берега этой реки. Места незнакомые, лес чужой, зверья видимо-невидимо. Ну, обжились помаленьку. Избы срубили, пашни распахали, зерно посеяли. А там и детки пошли. У тех деток свои вскорости ребятишки подросли, и внуки появились. Разрослась деревушка. На ту пору люди в согласии жили с миром, законы бытия блюли свято. Однако ж не все! Были и такие, что норовили поживиться за чужой счёт. Ну, об них в другой раз сказ поведу. В те незапамятные времена жил мужичок одинокий, вдовец». В этой сказке, названной «Волчок», рассказывается история, как рос сынок этого вдовца, прозванный за характер Бойка.
Мальчик был добрым и внимательным и помог раненой волчице и ее совсем маленькому волчонку, спас их от голода. И однажды случилось чудо – оказывается, они могли оборачиваться в людей. И было бы все хорошо, если бы однажды в те места не пожаловали лихие люди, которым потом не удалось уйти от расплаты за свои злодеяния.
Есть в издании карта Сибирского округа, на которой отмечены расположенные там полезные ископаемые, растущие травы и деревья, обитающие в этих краях животные и рыбы. На ярких красочных рисунках Ольги Гвоздевой реалистично изображены взрослые и дети, звери и птицы, природа, старинные орнаменты и предметы быта сибиряков. В сносках объясняется значение устаревших слов и диалектов.