Древние крепости Индии

Индия по праву считается одним из мест возникновения древнейших цивилизаций – на ее земле люди жили 250 тысяч лет назад. Около середины III тысячелетия в долине реки Инд возникли одни из самых древних городов нашей планеты, Мохенджо-Даро, Хараппа и Калибаган. При раскопках археологи обнаружили дома в два-три этажа, прекрасные художественные произведения, множество печатей и табличек с надписями, которые так и не удалось расшифровать. Эти города имели двухчастотную планировку: они состояли из цитадели, расположенные на возвышенности, и нижнего города. В цитадели располагались административные и религиозные постройки, и хранились запасы продовольствия (на случай осады). Стены крепостей имели прямоугольную планировку, по углам, а иногда и в центре стен были расположены выступающие за линию стен прямоугольники башен. При строительстве укреплений использовался как необожженный (как в древнем Египте), так и обожженный кирпич, что означает, что в те времена в долине Нила существовали густые леса, которые могли обеспечить топливо для обжига.

Носов К. С. Замки и крепости Индии.

Существует множество гипотез, объясняющих причины гибели Индской цивилизации. Автор связывает ее упадок с миграциями ариев – так снаружи и внутри цитадели Мохенджо-Даро было обнаружено множество метательных снарядов, что свидетельствует об активной обороне города. К тому же, в этом месте обнаружены следы резни – скелеты мужчин и женщин с колотыми и резанами ранами от мечей и топоров. Несчастные не были захоронены, что свидетельствует о том, что после падения город опустел.

Александр Македонский во время своего похода в Индию обнаружил множество укрепленных городов, многие из которых были возведены на непреступных горных вершинах и к тому же дополнительно укреплены фортификациями. Так, пример, город Мазага (Массага), по описанию Квинта Курция Руфа, «с восточной стороны лпоясан бурной рекой, оба ее крутых берега заграждают доступ к городу. С запада и с юга природа как будто нарочно взгромоздила очень высокие скалы, под которыми находятся впадины и пропасти…Александр рассматривал эти укрепления и не знал, на что решиться: заровнять пропасти можно было, только засыпав их…»

Издание не только приводит профессионально сделанные авторские фотографий 120 крепостей (и руин), но и подробно излагает историю крепостей, причем начиная с древнейших письменных источников. В классическом трактате «Артхашастра» выделяются 4 типа крепостей: Аудака-крепость – водная крепость, расположенная на острове; Парвата-дурга — горная крепость; Дханвана-дурга — пустынная крепость; Вана-дурга – лесная крепость. Помимо этого, разновидности крепостей упоминаются в «Шилпашастре» (19 типов) и «Манасара Шилпашастра» (8 типов), «Вишвакарма Вастушастра» (12 типов). Автор приводит описание древних крепостей, взятые из этих источников и дополненные данными археологических раскопок.

В древних текстах «регламентировались» глубина рвов, вала, стен. Особо подчеркивается своеобразность декоративных элементов цитаделей: высокие, толстые стены с массивными башнями и воротами призваны были создавать ощущение мощи и богатства правителя, но при этом «они должны были производить на гостя впечатление своей красотой и изяществом». В первую очередь это касалось входных врат – так в трактатах утверждалось, что на стенах и воротах должна быть обязательно размещена эмблема столицы или правителя. Поэтому по сторонам воротного проезда часто размещали скульптуры львов, тигров, слонов (пример — Фатехпур-Сикри), рельефы с изображением военных сцен или танцев. Это напоминает ворота богини Иштар в древнем Вавилоне, украшенные рельефными изображениями быка и фантастического существа сирруш.

Издание также рассказывает об истории укреплений Индии в период мусульманского нашествия и господства Великих Моголов, правления англичан, а также об особенностях архитектуры разных областей. Подробно разбираются и основные термины: «В Индии все старые украшения называются фортами. Это дань традиции, которая зародилась во времена английского владычества. В XVII-XIX в. англичане строили именно форты, а замки уже отошли в историю». Если форт – как правило чисто военное сооружение, то замок – это укрепление владыки, махараджи, жилище его и слуг, символ его власти.

Под мусульманским влиянием важными архитектурными деталями становятся своды и арки правильной формы, пришедшие на смену плоским перемычкам, характерным для индусской архитектуры.

С крепостями связаны и многие индийские традиции: если замок должен был пасть, то раджапутские женщины, чтобы избежать пленения (и надругательства) добровольно совершали самосожжение – джаухар. Так в 1303 г. при осаде замка Читторгарх делийским султаном Али уд-дином несколько тысяч женщин сожгли себя в подземельях заживо. А воины-мужчины вышли на смертный бой.

В поздних укреплениях чувствуется и иноземное влияние – так расположенная в штате Керала крепость Каннур Сент-Анджело (построенная португальцами в 1505 г. и в 1515 г. ими перестроенная), имела своеобразную ориентировку ворот. Главный вход, защищенный бастионами, находился со стороны суши, но имелся и потайной вход к морю.

Одним из немногих уцелевших «мертвых городов» Земли является Фатехпур-Сикри — уникальный пример заброшенного индийского города XVI века… Построенный императором Акбаром, город был столицей Индии с 1571 по 1585 г.г. Великолепием и изяществом отличались дворцовые (Диван-кхас — Зал личных аудиенций) и культовые части города (Соборная мечеть Джама-Масджид, знаменитый Ибадаткхана — молитвенный дом, где Акбар встречался с представителями всех религий).

По оценкам историков, население города в период его короткого расцвета составляло не менее 220 тысяч человек. Но потом Акбар покинул новую столицу, отправившись сначала в Лахор, а потом в Агру.. До сих пор нет точного объяснения всеобщего «исхода» — версия, что жители ушли из-за отсутствия воды, опровергнута учеными. Фатехпури-Сикри и сейчас остается большой загадкой — из 118 средневековых построек, ученые смогли определить назначение только 53. За прошедшие 400 лет город стал легендой, постепенно исчезающей во Времени.

С трех сторон Фатехпур Сикри был окружен оборонительной стеной, а с четвертой стороны находилось большое искусственное озеро, давно уже высохшее. Высота городских стен – 9,6 м (при толщине – 2,4 м). В город вели 8 ворот, схожих по дизайну.

Сегодня главный въезд в мертвый город проходит через ворота, ведущие в Агру (до этого города отсюда 37 км). Среди множества прочих достопримечательностей – Сангин Бурдж, массивная башня, выполнявшая не только военные функции (контролировавшая доступ к Слоновьим воротам), но служившая местом размещения музыкантов, встречавших появление императора барабанным боем…

замки и крепости индии