Татьяна Пластова. Аркадий Пластов. «От этюда к картине»

пластовКнига о ключевой фигуре советского искусства — Аркадии Пластове — показывает известного художника с оригинального ракурса. В подробном исследовании на материале серьезного массива источников — писем художника, его блокнотов, мемуаров, фотографий — Аркадий Пластов предстает художником, открытым миру, экспериментирующим, тонко чувствующим и остро мыслящим. Пережив со страной революции и войны, став одним из мэтров советской живописи, он создал свой мир символов и метафор, в котором органично соединились как близость к И. Репину и В. Сурикову, А. Венецианову и З. Серебряковой, М. Врубелю и К. Коровину, так и мотивы Милле и Гольбейна.

Работы Пластова отличает особая торжественность внешне бытовых картин. Для него это имело важное значение. Неслучайно художник протестовал, когда некоторым из них пытались давать более конкретные названия: «Рубка леса» вместо «Смерти дерева», «Мальчик на каникулах» вместо «Юности», «После бани» — вместо «Весны», «Рождение теленка» вместо «Рождества». Пластову был важен мотив праздника в его традиционном понимании. «В мировой традиции праздник, и в особенности крестьянский, народный праздник, — это буйство, стихия, неуправляемый всплеск энергии, обычно скрытой под спудом тягостной жизни… Пир в высоком смысле, трапеза на пластовском холсте превращается в пирушку («моя распренарядная пирушка»), но натюрморт переднего плана картины написан с такой благоговейной радостью и любовью к жизни, что за нехитрой семантикой колхозного праздника вдруг проступают вечные смыслы христианских благодарений, праздники Яблочный и Медовый Спасы. При этом все натюрморты «Колхозного праздника писались с натуры, сохраняя ощущение жизни, полноты бытия, богатства фактуры…»

«Анималист», «крестьянский художник», «этюдист», один из создателей советской «тематической картины», Пластов писал автопортреты и натюрморты, делал зарисовки церковных служб, Пушкина и Некрасова, Чехова и Толстого. Отдельная глава – «Италию-сказку вижу во сне…» посвящена этюдам и работе над античными сюжетами: «Дедал и Икар», «Леда и лебедь», «Похищение Европы», «Суд Париса». В издание включены и малоизвестные работы художника, его графика и автопортреты, автобиография, переписка с Мартиросом Сарьяном и Михаилом Нестеровым, статьи и воспоминания о художнике.