Семья и предметы

В Музее Москвы до 15 марта открыта выставка «Фамильные ценности». Экспозиция охватывает 150 лет истории развития института семьи и исследует социальные формы, на которых сегодня строятся любовные отношения и супружеская жизнь.
«Семейная любовь — наиболее распространенное между людьми и наиболее прочное, потому, в смысле влияния на жизнь людей, самое важное и самое благотворное изо всех добрых чувств человека», — писал Николай Гаврилович Чернышевский своим сыновьям Александру и Михаилу. Сегодня семья и брак остаются важной ценностью для российского общества, несмотря на мнение о том, что эти социальные институты переживают кризис.
Выставка покажет, как изменилась семья, начиная с XIX века. Как она прошла путь от традиционной патриархальной модели к советской, когда семья считалась одной из составляющих социалистического общества. И почему многообразие форм — отличительный признак современной семьи, который свидетельствует не об упадке, а о естественной трансформации человеческих отношений.
Проект построен по тематическому принципу. Каждый раздел отражает определенный этап в становлении семьи: встреча — свадьба — рождение и воспитание детей. В проблематике разделов — острые вопросы любых отношений: что пары XXI века наследуют от своих прабабушек и прадедушек, почему свадьба — это не только союз любящих людей, но и бюрократический процесс, и как травмы из детства влияют на наши отношения во взрослом возрасте.
Одна из главных тем раздела, посвященного встрече, — свидания и формы репрезентации себя через образы «идеальной женщины» и «настоящего мужчины».
Эти концепции отразит инсталляция, состоящая из современных средств ухода за собой — лаков для ногтей, кремов, гелей, духов, вещей советской и дореволюционной эпохи, таких как настольная игра «Флирт цветов» начала XIX века, пригласительный билет на бал в Дворянском собрании, футляр от губной помады 1930-х, заколки, бусы, пудра, тени, женские часы 1950-х годов.
Через предметный мир, документы и фотографии XIX–XX веков на выставке впервые будет отражена история двенадцати московских династий: купцов Бахрушиных, Сырейщиковых, Варенцовых, Челноковых, дрессировщиков Дуровых, цирковых артистов Никулиных и других. Среди экспонатов: приглашение на вечер в честь помолвки Веры Дмитриевны Сырейщиковой и Василия Степановича Марецкого, письмо Владимира Фёдоровича Лазурского будущему тестю по поводу того, что он рад считать его дочь своей невестой, а также дневники Варвары Алексеевны Хлудовой (Морозовой), где она описывает сватовство Абрама Абрамовича Морозова и свое нежелание выходить за него замуж.
Приданое являлось неотъемлемым атрибутом женитьбы еще со времен зарождения традиций брака. О том, как менялся характер приданого и как оно влияло на формирование института семьи расскажут предметы двух столетий: вышитое в Новодевичьем монастыре покрывало 1880-х годов, сундуки и ларцы начала XX века, пасторальные фарфоровые статуэтки кавалеров, дам и романтических пар, предметы советского быта, которые служили подарками молодоженам — патефоны, мясорубки, кофемолки, швейные машинки и пылесос «Ракета» 1963 года.
Важный акцент в экспозиции сделан на памяти как механизме конструирования преемственности. Посетители увидят реликвии, передаваемые из поколения в поколение: посуду, предметы мебели прошлого и позапрошлого века. А также личные вещи репрессированных, которые сохранили их близкие — салфетку, вышитую Анной Лариной-Бухариной в ссылке, тюбетейку, сделанную Александрой Канторович в Акмолинском лагере жен изменников Родины, документы и фотографии лагерных заключенных. Предметы предоставлены Музеем истории ГУЛАГа.
Семья — хрупкий союз. Недосказанности и конфликты являются ее неотъемлемой частью. Кураторы проекта предлагают отрефлексировать травматический опыт через метафору «скелета в шкафу». Так называется инсталляция в виде закрытой черной комнаты, где находятся вещи, хранящие память о травмах и их преодолении. Свадебное платье невесты, жених которой не пришел на церемонию, отцовский военный ремень, Барби с руками вместо ног, иллюстрирующая соперничество брата и сестры. Владелица куклы вспоминает: «Он [брат] откручивал моим Барби руки и прикручивал их к ногам, разбирал их вместе с друзьями. <…> Мне хотелось прямо быть им [братом]. Я очень хотела быть мальчиком. Я даже пыталась какие-то вещи делать, как мальчик».
Ирина Карпачева, куратор выставки: «“Фамильные ценности” предлагают современным московским семьям связать личную историю со 150-летней историей столичных поколений. В укладе жизни московских династий прошлого, артефактах и письмах, которые достались нам в наследство, найдутся мудрые ответы на многие вопросы сегодняшнего дня. Музей Москвы приглашает посетителей поразмышлять о том, что такое семья XXI века, пополнив выставку собственным рассказом о любви и браке, воспитании детей или семейных конфликтах».