«Замысел должен четко читаться»

Андрей Епишин — искусствовед, художник, дизайнер. Специалист в области теории искусства, русского и советского искусства XX века, современного российского искусства. Автор книг «Миф, проект и результат. Ранняя советская живопись 2-й половины 1920-х — начала 1930-х годов», «Преображая мир в кровавом мятеже… Русская живопись революционной эпохи», «#ПРОСТОКОСМОС»

©фотограф Юлия Дорофеева

Фото: Юлия Дорофеева

 Должно ли искусство всегда быть актуальным?

Я полагаю, искусство никому ничего не должно. С другой стороны, современное искусство часто классифицируют как актуальное, в пику традиционному, которое эту самую актуальность уже утратило. Сам термин «традиционное искусство» также требует дополнительного истолкования, поскольку не совсем понятно к каким, собственно, традициям это искусство апеллирует. В большинстве случаев здесь имеется в виду следование (зачастую формальное) высокой новоевропейской художественной традиции и академической школе. Основная проблема подобных ретроспекций заключается в том, что сегодня любое художественное высказывание воспринимается зрителем на фоне увиденного, уже существующего искусства. Если новое произведение искусства не выделяется как чуждое или инородное, оно обречено слиться с художественно-историческим фоном, стать неразличимым, потеряться из виду. Осмысляя незнакомое произведение традиционного искусства, широкий зритель в первую очередь невольно регистрирует в своем сознании черты сходства со знакомыми ему музейными артефактами, воспринимая его только в контексте уже увиденного. Такое искусство кажется ему не самостоятельным и, как следствие, неинтересным. Именно поэтому актуальность здесь рассматривается как некая система современных ценностей или, точнее, как утверждение этой системы. Следовательно, если искусство сегодня хочет быть замеченным, увиденным, востребованным, ему придется осознать эти ценности и, как следствие, стать актуальным.

Выставка #ПРОСТОКОСМОС. Балтийский филиал ГЦСИ. Куратор Андрей Епишин © фотограф Денис Запольский

Выставка #ПРОСТОКОСМОС. Балтийский филиал ГЦСИ. Куратор Андрей Епишин. Фотограф Денис Запольский

 

Как изменилось в XXI веке восприятие искусства и почему это произошло?

Ну, конкретно с наступлением миллениума одномоментно ничего не изменилось. Я думаю, что в наступившем столетии искусство окончательно потеряло собственный пластический язык и специфику, постоянно заимствуя их у масс-медиа. Активное обращение к массовой культуре, к так называемым низким жанрам – это существенное отличие искусства XXI века. Кроме того, в современном искусстве прослеживается ориентация на технологические эксперименты и инновации, когда художник оказывается интерпретатором науки или даже соисследователем ученых —  физиков, математиков, биологов.

Как отражается Прошлое и Настоящее в изобразительном искусстве?

Мне это напоминает старый добрый искусствоведческий вопрос о соотношении традиции и новаторства, где традиция – это опыт искусства в целом. Чтобы переосмыслять традицию, искусству совсем не обязательно быть «традиционным», то есть конвенциональным. Оно может быть каким угодно. Однако знание традиции (то есть Прошлого) помогает судить о степени эстетического и концептуального богатства новых художественных явлений (то есть Настоящего), позволяет сравнивать эти явления по их вкладу в сокровищницу духовной культуры человечества. Так что диалектический характер взаимосвязи Прошлого и Настоящего в искусстве очевиден и закономерен, поскольку в основе развития искусства так или иначе всегда лежит преемственность.

IMG_0221

В вашей книге «Преображая мир» говорится: «Очевидно, что русское искусство, ориентируясь на героическую, волюнтаристскую, по-своему очень жестокую мифологию, находилось в отчаянном поиске нового образного и пластического языка. Острая экзистенциальная проблематика радикальных передвижнических полотен сменилась стихийно-праздничным искусством октябрьской эпохи. В первую очередь это была попытка создания нового варианта революционной формы эпоса, который должен был с успехом заменить языческую мифологию, являвшуюся неотъемлемой частью дореволюционных массовых гуляний». А что можно сказать о мифологии современных массовых мероприятий и убранстве городов? Какую традицию они продолжают?

Это, конечно, вопрос не к искусствоведу, а к культурологу или даже социологу. На мой взгляд, никакого стихийно-праздничного искусства на сегодняшний день нет и быть не может, ибо праздновать россиянам категорически нечего. Никакой мифологии тоже не наблюдаются и простые люди от этого страдают. Россия, как известно, находится в перманентном отчаянном поиске духовных скреп и конца этим поискам пока что не видно. Что касается убранства городов, то оно в основном эклектичное с некоторой весьма поверхностной ориентацией на историю архитектуры и дизайна ХХ века.

Какова, по-вашему, роль художника в современном мире?

Ну, на мой взгляд она невелика, эта роль. Увы. Потребность художника радикально изменить мир уже давно сменилась потребностью изменить свое отношение к миру, осознав условный характер окружающей действительности. У современного художника уже нет желания создать шедевр, зато есть необходимость встроиться в коммуникацию, в некое общее медийное поле. Отсюда обилие разного рода политических и коммерческих профанаций, выдаваемых за произведения искусства. К сожалению, деятельность современного художника начисто лишена гуманистического пафоса. И это закономерно. Ведь что такое гуманизм? Ни что иное как рафинированная форма насилия над личностью. Невозможно и неправильно диктовать единую для всех истину, настоящий вкус, подлинную художественность, поскольку таких констант очевидно не существует. И как преодолеть эту дилемму пока неясно.

IMG_0113

 

Отличается ли искусство времен перемен от искусства «спокойных и умеренных» времен? И чем именно?

А что такое спокойные и умеренные времена для современного российского человека? Эпоха так называемого «брежневского застоя»? Кстати, в сравнении с «лихими 90-ми» текущая эпоха тоже выглядит, как некая стабильность. Все относительно. Хотя, конечно, если обратиться к своим же собственным текстам, то станет ясно, что я за искусство времен перемен, мятежей и революций. Потому что именно в такие времена художнику дается уникальная возможность влиять своим творчеством на окружающую действительность, быть частью исторического процесса, а не его пассивным хроникером и декоратором.

IMG_0153

 

Каким будет искусство Будущего? Что исчезнет и что добавится?

Как мы уже выяснили, современный художник больше не стремится сопрягать содержание своих творений с вечными ценностями. Если он все-таки ищет какой-то глубины и смысла, то его взор будет скорее всего обращен в сторону передовой научной мысли. Казалось бы, бытийные смыслы, выражаемые искусством, принципиально не редуцируемы и не могут быть переведены на язык научных открытий. Однако нарастающая лавина подобных практик наглядно свидетельствует о том, что искусство преодолело свои традиционные рамки производства и функционирования и вышло на простор тотального преобразования окружающей среды во все более расширяющихся масштабах времени и пространства. Поскольку проверенный веками художественный инструментарий перестал быть актуальными, он постепенно уступает место единому апроприативному научному искусству, или как его принято сейчас называть art&science.

IMG_0245

 

О выставке «#ПРОСТОКОСМОС» вы пишете: «Нет ничего более прогрессивного и вместе с тем маргинального, чем неизбывная потребность человечества выйти за пределы феноменального мира. Может ли радость познания бытия обернуться экзистенциальным ужасом, а беспечный исследователь всерьез ощутить себя объектом исследования?» Действительно – может ли?.. Часто ли так происходит?

Это всего лишь вариации в духе Фридриха Ницше. Wenn du lange in einen Abgrund blickst, blickt der Abgrund auch in dich hinein… А вообще путь познания и самопознания на самом деле опасен, поскольку настойчивый поиск собственных ценностей в любой момент может принять форму болезненной интроверсии, ведущей к безумию, хаосу и тьме.

Есть ли отличия между коллекционерами искусства прежних веков и современными?

Думаю, что сегодня быть коллекционером несколько сложнее, особенно если коллекционировать современное искусство. Есть существенный риск, что твои вложения не окупятся.

Выставка ПРОСТОКОСМОС. Арт-платформа «Ворота». Куратор Андрей Епишин. Фотограф Павел Платон

Выставка ПРОСТОКОСМОС. Арт-платформа «Ворота». Куратор Андрей Епишин. Фотограф Павел Платон

Вы — куратор художественных выставок. Что означает быть куратором и каковы перспективы у этой профессии? Какими знаниями и способностями должен обладать куратор?

На самом деле на вопрос: «Что означает быть куратором?» становится все сложнее ответить, поскольку сегодня под кураторством подразумевается любая организация подборки художественных изображений или действий. Куратором может быть кто угодно и курировать что угодно. Вы можете завести свою страницу в какой-нибудь соцсети, курировать ее и называть это собственным арт-проектом. А если серьезно, то в сферу кураторства художественных проектов входит создание выставок и организация сопутствующих программ, как интеллектуальных, так и издательских. В идеале, куратор должен быть универсальным специалистом, который не только знает историю искусства и ориентируется в текущем художественном процессе, но и способен работать над планом и архитектурой выставки, а также уметь хорошо писать и говорить. Иными словами, это искусствовед, теоретик, критик, дизайнер и арт-менеджер в одном лице. Этакий «человек Ренессанса», мыслящий поверх дисциплин и формальных ограничений. Я полагаю, что у этой профессии большие перспективы, поскольку куратор имеет возможность через искусство обращаться к эстетическим, культурным, социальным, политическим проблемам общества, исследовать их, искать пути и способы их преодоления. Это очень интересная и важная работа.

IMG_0275

 

Как изменились каталоги выставок, превратившись также в книги? Благодаря чему это произошло?

Сегодня каталог – это не просто некий список информации об арт-объектах, издаваемый в качестве приложения к выставке, а полноправная составная часть единого экспозиционного процесса. Каталог документирует выставку, материально фиксируя индивидуальность куратора, его авторскую методологию и поэтику. Любой выставочный проект проистекает из некого кураторского замысла. Так вот наличие этого замысла одинаково влияет на все структурные уровни проекта, проявляясь в них с одинаковой интенсивность. Замысел должен четко читаться как в экспозиционном плане выставки, так и в дизайн-макете ее каталога. К слову сказать, «design» и означает замысел.

Что нужно сделать для того, чтобы арт-проект стал успешным?

А что такое успех вообще и успех в России, в частности? Вот я из любопытства задал этот вопрос поисковой системе Google. И Google мне ответил, что успех в России – это посёлок в Камызякском районе Астраханской области, а также две деревни в Миякинском районе Башкортостана и в Спас-Деменском районе под Калугой. И не более того. Ну а если верить толковым словарям, успех – это достижение поставленных целей и общественное признание. Вполне исчерпывающий ответ. Чтобы арт-проект стал успешным необходимо иметь четко поставленную цель. Для чего и для кого ты его делаешь? Что ты хочешь сказать? Иными словами, для создания проекта должен быть серьезный, я не побоюсь этого слова бытийный повод, а не просто желание быть замеченным, прославится и так далее. Если в своих проектах куратор поднимает общественно значимые темы, он вполне может рассчитывать на общественное признание.

Для того, чтобы искусство было понятно не только специалистам и эстетам, необходимо, по-вашему…

Мне кажется, что любое искусство вполне понятно, ровно настолько насколько оно может быть понятным вообще. Если мы будем мыслить иначе, то мы вернемся к позиции американского теоретика искусства Климента Гринберга, утвердившего дихотомию авангарда и китча: настоящее искусство не может быть понято массами, поскольку, как только массы начинают понимать искусство, оно неизбежно становится китчем.  Например, он считал, что академизм и реализм всегда были в значительной степени сосредоточены на определенных правилах и формулировках, способствовавших превращению искусства в нечто легко понимаемое и выразимое. Но дело даже не в том, насколько позиция Гринберга объективна и соответствует действительности, а в том, что не надо принудительным образом делать искусство понятнее или приятнее. Это не приведет ни к чему хорошему.

Каких выставок и книг, посвященных искусству, по-вашему, сейчас не хватает?

Качественных. Всегда не хватает качества.