Египет: за гранью времен

Захи Хавасс, Франсис Жано. Мумии фараонов. Бессмертие в Древнем Египте

Тайны египетских мумий давно волновали человечество. В этом огромном, красочно проиллюстрированном уникальными фотографиями фолианте, один из авторов которого, доктор Захи Хавасс, является крупнейшим в наши дни специалистом по Древнему Египту, он — генеральный секретарь Высшего совета по древностям Египта, рассказывается не только о мумиях, как таковых, но и о множестве различных деталей исчезнувшей цивилизации, которая так долго существовала на берегу великого Нила и оставила после себя небывалые архитектурные памятники и следы таинственных для современного человека обычаев. Подробно описаны и раскрыты многие загадки — сложные обряды, ритуалы и рецепты бальзамирования, значение рисунков на стенах гробниц… На иллюстрациях показаны не только золотые саркофаги и маски фараонов, но и мистические амулеты, украшения и папирусные свитки.

Говорится и об амулетах и содержании папирусов. «Не так давно египтологи из множества имеющихся у них в распоряжении папирусов-амулетов выбрали один – папирус писца Бутехамуна, хранящийся в Египетском музее Турина, — и тщательно исследовали его. Папирус был обвязан льняной лентой длиной 60 см. Развернув папирус, ученые смогли прочесть имя его владельца: писец Батехамун. В развернутом состоянии амулет имеет длину 21 см и ширину 11 см; на папирусе нарисован глаз-уджат (красная краска), а также группа из семи сидящих божеств (черная краска). Перед нами самые известные боги Древнего Египта: Ра, Хепри, Маат, два божества в лакуне (Хор и Сет), Исида и Нефтида… Под текстом располагается магический рисунок, увеличивающий защитную силу этого отрывка из «Книги мертвых». На рисунке изображен сокол, которого обнимает солнечный диск и божество с двумя бараньими головами – олицетворение дневной и ночной ипостасей солнца. Рядом с соколом стоит богиня Нут…»

В книге идет речь не только о раскопках, но и о том, как на этой земле тысячелетия назад относились к бессмертию, существованию «второй жизни» и поискам разгадки бытия. «Погребальные маски, скрывающие лицо мертвеца, оберегающие мумию гробы-саркофаги – все эти предметы были неразрывно связаны с теологической мыслью той далекой эпохи. Посмертной маске приписывали удивительные защитные свойства – об этом свидетельствуют иероглифы, которые нередко выводились на ее внутренней части. Древние египтяне также верили, что усопший, оказавшийся в «новом доме», не должен испытывать никаких неудобств, и поэтому его окружали «знакомыми» вещами, которые ради экономии места чаще всего просто изображали на папирусах, вложенных в саркофаг, или же на стенках самого гроба». Издание, проиллюстрированное уникальными фотографиями как мест, где проводятся раскопки, так и находок трех- а то и четырехтысячелетней давности, не только рассказывает о неизвестных страницах истории Египта, но и развенчивает многочисленные мифы, которыми она окружена благодаря давним слухам или произведениям новейшей масс-культуры.

 

 

Делия Пембертон. Сокровища фараонов.

Прошли тысячелетия с тех пор, когда величественные египетские храмы сияли золотом и радовали глаз яркими красками; возле недостроенной Великой пирамиды ели свой скудный завтрак сотни подмастерьев; мумии из европейских музеев еще были стройными юношами и цветущими девушками, наслаждающимися жизнью до такой степени, что хотели жить вечно; «домами вечности» являлись гробницы, заполненные всевозможными вещами для удобства обитателей как той, так и вечной потусторонней жизни. Обо всем этом и многом другом можно узнать, пролистав эту красочную энциклопедию древнеегипетской гламурной жизни.

Древнюю столицу Египта неслучайно называли «Стовратными Фивами» — один из древнейших мегаполисов потрясал своими величественными строениями и являся символом невероятных богатств и мощи фараонов. Одним из самых загадочных персонажей древней истории был Эхнатон, фараон-еретики, провозгласивший культ единого бога – Атона (Солнца), и повелевший построить новую столицу – Ахетатон, в 400 км к северу от Фив. Атона провозгласили единственным верховным богом, а фараон стал единственным посредником между ним и обычными людьми. В соответствии с этим культом искусство изображало солнечный диск, висящим над головой царя и царицы, простирающим к ним свои благотворные лучи, каждой из которых заканчивался крошечной рукой, держащей «анкх», символ жизни…

Изменилась и роль супруги Эхнатона Нефертити – подданным фараона наглядно внушалось, что она в меньшей степени могущественная царица и в большей – любящая супруга и верная спутница фараона.

После смерти Эхнатона на египетский трон взошел фараон, чье имя знает каждый второй современный житель Земли – Тутанхамон. Таковы странности Истории – великий реформатор, предтеча мировых монистических религий, известен только историкам, а его ничем не примечательный сын, ставший фараоном в девять лет и умерший на девятом году правления, уничтоживший деяния отца (новую религию и новую столицу), станет для потомков символом древнеегипетской цивилизации.

Именно захоронение этого юного правителя, оставшееся не разграбленным, впервые позволило ученым составить полное представление о погребальной обстановке фараонов. В гробнице, полной сокровищ, помимо золотой маски фараона находились 150 ювелирных изделий, в том числе амулеты и царские регалии. Кроме них в гробнице хранились 35 ритуальных статуэток из позолоченного дерева, коллекция моделей судов и игрушечный амбар, которые должны были обеспечить царю транспорт и пропитание в загробной жизни. Какое бы сильное впечатление не производило все золото Тутанхамона (достаточно вспомнить долгую очередь, которая зимой стояла в давние советские времена на выставку «Сокровища Тутанхамона»), но самыми изумительными и познавательными остаются личные вещи юного фараона (одежда и обувь, косметика, писчие и охотничьи принадлежности, ящики для зеркал, игрушки).

На многих предметах видны следы «исправлений»: так спинка позолоченного деревянного трона фараона подверглась переделке (обе короны вырезаны прямо по лучам солнечного диска –Атона и являются позднейшим дополнением). Поскольку в Египте с древнейших времен главное место в институте царской власти занимал фараон-воитель, то многие предметы из гробницы пропагандируют воинские подвиги фараона (а были они на самом деле – это уже другой вопрос). На них изображено, как фараон бьет азиатов (жителей Сирии и Палестины) и нубийцев, старинных врагов Египта. На деревянном сундуке они изображены беспорядочно отступающими перед войсками фараона, которые идут стройными рядами, а на царских подставках для ног – пленными и связанными так, чтобы Тутанхамон попирал их.

Фараонами традиционно были мужчины, и когда право на трон получала женщина, то мужчина, будущий фараон, мог жениться на такой наследнице. Но бывали и исключения из правил и тогда женщина становилась не супругой царя, а единоличной правительницей Египта. Самый известный пример – царица Хатшепсут, которая приняла все соответствующие царю титулы, и судя по дошедшим до нас произведениям искусства, выходила к подданным в одеянии фараона-мужчины, включавшем и обычную для фараонов накладную бороду. При этом «ради убедительности своей странной роли Хатшепсут распространяла миф о том, что будто она вовсе не смертный человек, а дитя Амона, которого она всегда называла своим «божественным отцом».