Фотоклассик Борис Игнатович

фотовыставка25 октября 2019 — 26 января 2020
Мультимедиа Арт Музей, Москва представляет выставку Бориса Игнатовича — классика российской
фотографии, одного из пионеров советского авангарда 1920—30-х годов и участника легендарной
группы «Октябрь» — Всероссийского объединения работников новых видов художественного труда,
в которое входили Александр Родченко, Александр Дейнека, Сергей Эйзенштейн, Александр Веснин
и др. Выставка в МАММ демонстрирует более 70 работ Игнатовича, относящихся к самому яркому,
авангардному периоду его творчества.
Борис Игнатович родился 4 апреля 1899 года в Слуцке. До начала Первой мировой войны учился в
гимназии в городе Лодзь, а затем в гимназии Луганска. В марте 1917 года, за два месяца до
получения аттестата зрелости, Игнатович был исключен из Луганской гимназии за издание
рукописного журнала «Шантрапа» и участие в революционных беспорядках. Игнатович уехал в
Петроград, где в то время в Морском инженерном училище проходил обучение его брат. В 1918 году
закончил Выборгскую гимназию с серебряной медалью и вернулся в Луганск, устроившись
редактором-стажером в газету «Северо-Донецкий коммунист». Во время Гражданской войны
Игнатович делал очерки и репортажи для харьковской газеты «Красная звезда», а после ее окончания
был редактором московской газеты «Горняк», откуда был уволен за публикацию якобы
непроверенных «рабкоровских писем» читателей из провинции.
Переехав в Ленинград, Борис Игнатович стал заведующим редакций юмористических журналов
«Дрезина», «Смехач» и «Бузотер», где в то время работали Михаил Булгаков, Валентин Катаев,
Михаил Зощенко и др. Там же Игнатович познакомился с известным художником-иллюстратором
Владимиром Лебедевым, благодаря которому всерьез увлекся фотографией. Весной 1923 года ему
подарили складной карманный фотоаппарат «Кодак», и Борис Игнатович попросил пришедшего в
редакцию друга, Михаила Зощенко, немного попозировать ему на улице. Так появился первый
репортажный снимок фотографа, на котором писатель-сатирик покупал яблоки около редакции
«Смехача».
В 1925 году Игнатович перебрался в Москву, где был назначен заведующим редакцией журнала
«Рабочая неделя» — иллюстрированного приложения газеты «Труд». Все свободное время Борис
Игнатович посвящал занятиям фотографией, изучая технику съемки, свойства оптики и способы

обработки снимков. Он экспериментировал с разными типами оптики, часто используя
широкоугольный объектив для портретной съемки, а длиннофокусный — во время съемки пейзажей.
Для работ Игнатовича этого периода были характерны острый ракурс, непривычный угол съемки и
«косой» горизонт, появившиеся под влиянием конструктивистских идей Александра Родченко.
В 1926 году Игнатович принял участие в своей первой выставке фотографического репортажа,
организованной Ассоциацией московских фоторепортеров при Доме печати в Москве, а в 1927 году
поступил на должность бильдредактора в известной в те годы московской газете «Беднота». Затем
начал делать фоторепортажи по заказу журналов «Современная архитектура», «Советское фото» и
легендарного литературно-художественного и политического журнала для рабочих «Даешь!», с
которым сотрудничали известнейшие художники и писатели-авангардисты того времени.
В 1929 году Борис Игнатович принял участие в фотовыставке Общества друзей советского кино
(ОДСК) в Москве, на которой во время развески экспозиции познакомился с Александром Родченко.
В 1930 году Игнатович присоединился к группе «Октябрь», объединявшей, согласно уставу,
«передовых художников, производственников в области архитектуры, индустриальных искусств,
кинематографии, фотографии, живописи, графики и скульптуры», в которую входили Александр
Родченко, Сергей Эйзенштейн, Дмитрий Дебабов, Александр Дейнека и др. Вместе с Александром
Родченко Борис Игнатович руководил фотосекцией «Октября».
«Известно, что Игнатович прославился своими ракурсами, „упаковкой кадра“ и, естественно,
крупными планами, — вспоминала Клавдия Игнатович, жена художника. — Его кредо: ничего
лишнего в кадре и интересная точка съемки. Свои снимки он тщательно кадрировал уже во время
съемки и очень редко — при печати… Он говорил: „Мы строим новую жизнь и должны снимать по-
новому!“ Ученики Игнатовича крепко усвоили его науку: „упаковать и покосить“, то есть выполнить
в кадре диагональную композицию».
В это же время Борис Игнатович пробует себя в кинематографе в качестве оператора. В 1930 году по
сценарию Эсфири Шуб на киностудии «Союзкинохроника» он снял киноочерк «Сегодня», а также
участвовал в создании одного из первых звуковых фильмов «Олимпиада искусств». В 1931 году
начал сотрудничать с журналом «СССР на стройке», для специального выпуска которого выполнил
уникальную аэрофотосъемку Ленинграда с самолета-разведчика Р-5.
В 1931 году в московском Доме печати была организована самая представительная выставка группы
«Октябрь», ставшая мишенью для разгромной критики на страницах главного фотографического
журнала страны «Пролетарское фото». Группу обвинили в формализме, а ее участники были названы
«отступниками от пролетарского метода в фотоискусстве». Травля, достигшая своего апогея в 1932
году, привела к роспуску группы «Октябрь» и вынудила Бориса Игнатовича отойти от идей
авангарда.
В середине 30-х Игнатович работал кинооператором «Союзкинохроники», сняв документальный
очерк «Как работают Кукрыниксы», делал фоторепортажи для «Правды», «Рабочей газеты»,
«Комсомольской правды», «Огонька», «Смены» и «Советского фото». В конце 1930-х годов
большую известность приобрела созданная фотографом «Бригада Игнатовича», в которую входили
Елеазар Лангман, Лидия Бать, Ольга Игнатович, Елизавета Игнатович (сестры художника) и др.
В начале Великой Отечественной войны Борис Игнатович работал фотокорреспондентом «Боевого
знамени» и Студии военных художников имени М. Б. Грекова. В 1944 году снимал «второй визит»

Уинстона Черчилля к Иосифу Сталину в Москве, а в 1945 году — фотографировал маршала Жукова
при подписании Потсдамской декларации.
В послевоенные годы Борис Игнатович был фотокорреспондентом издательства «Правда» и журнала
«Огонек», работал фотохудожником в производственно-технических мастерских Всесоюзной
сельскохозяйственной выставки (ВСХВ), где организовал лабораторию цветной фотографии.
Руководил фотостудией на заводе «Серп и молот», а также вел секцию фоторепортажа в легендарном
московском фотоклубе «Новатор».

Фото «Эрмитаж» Бориса Игнатовича предоставлено пресс-службой МАММ