Танец с саблями

танец с саблями30 января 2020 ожидается выход в прокат фильма «Танец с саблями» — это история создания шедевра Арама Хачатуряна, одного из самых исполняемых произведений в мире.

…Холодная осень 1942 года. В город Молотов (Пермь) эвакуирован Ленинградский академический театр оперы и балета имени Кирова. Через несколько недель премьера балета «Гаяне», который пока не готов. В попытке завершить произведение композитор сталкивается с жесткими требованиями цензуры. Перед последней репетицией Хачатурян неожиданно получает приказ дирекции – создать ещё один танец в финальную часть балета.

За восемь часов композитор напишет свое самое известное произведение.

В конкурсе на лучший сценарий о композиторе Араме Хачатуряне победила работа режиссера и сценариста Юсупа Разыкова, лауреата множества кинопремий и главы киностудии «Узбекфильм» (до 2004 г.).

В наше время композиция «Танец с саблями» считается одним из самых известных и исполняемых шедевров классической музыки. По словам Юсупа Разыкова, он не ставил перед собой задачу снять классический байопик – его фильм охватывает лишь две недели из жизни Хачатуряна. «Важно было поместить сюжет в короткий промежуток времени, чтобы четко обозначить драматическую ситуацию и широко взглянуть на маленький период в жизни», – объясняет режиссер.

«Я предложил показать историю создания «Танца с саблями» – короткий промежуток времени из жизни Хачатуряна, в который мы попытались вместить те проблемы и явления, которые окружали композитора. Последнее было особенно важно для того, чтобы, в частности, ответить на главный вопрос: что должен пережить художник (в данном случае – композитор), чтобы за восемь часов создать в такое выдающееся произведение», – продолжает Разыков.

Важнейший факт, на который опирался режиссер, – это то, что произведение «Танец с саблями» было написано по приказу. «Танец» не был запланирован ни либреттистом, ни балетмейстером, ни самим Хачатуряном. Это было распоряжение сверху». Приказ дирекции театра вызвал тогда сильнейшее раздражение у композитора, которому пришлось в готовый спектакль добавлять еще один, пятый по счету танец. С эстетической точки зрения композитор счел пошлостью такой, сугубо зрелищный, подход к музыке. «Таким образом, одно из известнейших в мире произведений было написано фактически «из-под палки», – поясняет Юсуп Разыков.

Сценарий к фильму вынашивался пять лет. С одной стороны, необходимо было досконально изучить ту эпоху, в которую жил Хачатурян: детство в Тифлисе (ныне – Тбилиси), его жизнь в Советском союзе, эвакуация в годы Великой Отечественной войны. С другой стороны, важно было понимать все своеобразие личности Хачатуряна и его фигуры в советском культурном пространстве. В этом автору картины помогали дом-музей Хачатуряна в Ереване, театр оперы и балета им. Спендиарова, а также и сын композитора – Карен Арамович Хачатурян. «И мне повезло найти в биографии Хачатуряна такие вещи, о которых мало кто знает и которые даже вызывали споры, – вспоминает Юсуп Разыков. – Когда я писал сценарий, установка была на максимальную фактическую точность, за исключением, пожалуй, двух-трех персонажей, которых я выдумал. Они были нужны для обозначения определенного драматургического действия. И некоторые сцены, конечно, были придуманы. Например, то, что Хачатурян разбил о Пушкова бутылку, – это вымысел, но с точки зрения метафоры этот жест работает точно».

В сценарии есть сцена встречи Хачатуряна с его добрыми друзьями – скрипачом Давидом Ойстрахом и композитором Дмитрием Шостаковичем, когда они навещают своего друга в госпитале. «Нужно сказать, что на самом деле это произошло в феврале, а не в ноябре, и не в Перми, а в Екатеринбурге (Свердловске), где Хачатурян в начале войны работал на радио. Но эта их встреча в эвакуации, равно как и другой эпизод – когда они играют на рынке для простых людей, – комментирует Юсуп Разыков. – В действительности это случилось при других обстоятельствах: они втроем ехали на поезде в Свердловск – и их обокрали, не оставили даже продуктов, а ехать предстояло еще недели полторы-две и нужно было чем-то питаться. Поэтому кто-то из них – кажется, это был Ойстрах, – предложил играть на полустанках и зарабатывать музыкой. И так они и продержались: выходили с инструментами, играли на перронах зимой».

Съемки проходили как в России, так и в Армении. Сцены, действие которых разворачивается в эвакуации, в Молотове, снимались в Ярославле. Там заранее были построены декорации для съемок в гостинице и на рынке. Балетные сцены, сцены внутри театра, приезд чиновника Пушкова и другие эпизоды снимали в Ереване, в театре им. Спендиарова, который предоставил съемочной группе свое помещение на целых пять дней.