100 лет МЖК

17Третьяковская галерея открывает уникальный и долгожданный выставочный проект,
приуроченный к 100-летию первого в мире государственного музея современного искусства —
московского Музея живописной культуры (МЖК). Когда МЖК уже завершал историю своего
существования, известный Музей современного искусства (МоМА) в Нью-Йорке только открывался.
Московский МЖК был ключевой структурой беспрецедентного проекта Советской России,
развернувшего по стране целую сеть музеев нового типа — музеев живописной культуры, которые были
призваны, «сбросив с корабля современности» классические традиции изобразительного искусства,
кардинально переформатировать мышление художников и подготовить современного зрителя к
восприятию новых художественных форм.
В первые послереволюционные годы новое искусство стало символом молодой страны, а его
создатели — художники-авангардисты получили карт-бланш на реформацию культуры и искусства в целом
и на организацию музея современного искусства в Москве в частности. В отличие от старейшей
лондонской галереи Тейт, собиравшей коллекцию современного искусства c 1917 года на средства частных
учредителей, в России имел место исключительный исторический факт — государство стало главным
покупателем и покровителем современной экспериментальной живописи. Идею уникального Музея
создавали и разрабатывали сами художники, они же принимали решение о покупке произведений в
коллекцию, находились на руководящих должностях. В организации МЖК участвовали самые яркие
представители искусства авангарда, великие экспериментаторы, открыватели новой «живописной
культуры», изобретатели смелых художественных решений — Василий Кандинский, Казимир Малевич,
Александр Родченко, Давид Штеренберг, Владимир Татлин, Александр Древин и другие.
МЖК задумывался как образец музея «нового типа», отметавшего все традиции академических
музеев. Новым был и критерий отбора произведений — он подразумевал новаторство творческого метода.
Поэтому коллекция музея уникальна тем, что туда приобретались работы не обязательно известных
мастеров авангарда, но иногда и совсем молодых талантливых художников, многие из которых
впоследствии приобрели громкое имя.
Настоящая выставка посвящена только центральному — московскому Музею живописной
культуры. Он существовал всего 10 лет, с 1919 по 1929 год. С 1924 года МЖК официально стал филиалом
Третьяковской галереи. Когда в 1929 году было принято внезапное решение о ликвидации музея и
слиянии с Третьяковской галереей, в ее фонды поступило более 700 произведений живописи, графики,
скульптуры, плаката, что стало первым большим поступлением в собрание новейшего искусства Галереи.
Всем известные «Черный квадрат» (1915) Казимира Малевича, «Импровизация 7» (1910) Василия
Кандинского, «Скрипка» (1915) Любови Поповой, «Павлин под ярким солнцем (стиль египетский)» (1911)
Наталии Гончаровой, «Отдыхающий солдат» (1911) Михаила Ларионова вместе с другими произведениями
были переданы Третьяковской галерее по так называемому Списку № 1, списку лучших работ коллекции
МЖК, которые в основном и составляли экспозицию самого музея.
Этот список и дал название настоящей
выставке.
Часть переданных в Третьяковскую галерею произведений была распределена в региональные
музеи, архивы, у некоторых картин была более сложная судьба, но около 300 работ осталось в Галерее. За
годы деятельности МЖК собрал крупнейшую коллекцию современной живописи, графики и скульптуры, в
основном представителей русского авангарда. Всего через фонды московского музея прошло около 2000
работ.
Произведения из коллекции МЖК на короткое время были включены в экспозицию новейших
течений Третьяковской галереи. Однако с середины 1930-х годов картины «эпохи формализма» исключили
из музейной практики. На долгое время история Музея живописной культуры была забыта.
Выставка впервые в музейной практике представляет реконструкцию экспозиции московского
МЖК. По архивным фотографиям и некоторым публикациям середины 1920-х годов кураторам выставки
удалось воссоздать план развески МЖК и собрать ее состав так, как она была задумана организаторами в
1920-е годы. Кроме вошедших в экспозицию произведений из Третьяковской галереи, больше половины
работ привезено из регионов и из-за рубежа, в том числе из Тейт Модерн в Лондоне и Музея Людвига в
Кёльне.
Экспозиция задумана как развернутый рассказ о музее и его судьбе. Во вводной части
представлена информация о главных организаторах МЖК и предыстории музея. Центральный раздел
выставки — воссозданная экспозиция московского МЖК середины 1920-х годов.
Уникальная концепция музея также включала демонстрацию материалов научных исследований.
Реконструкция Аналитического кабинета представлена в специальном разделе выставки, раскрывая МЖК
как музей, заглянувший далеко в будущее. Зрители могут познакомиться с редкими экземплярами книг и
журналов начала 1920-х годов, принадлежавших МЖК.
Проиллюстрируют биографию музея редкие архивные документы. В экспозицию включен раздел
«История без купюр», в котором впервые раскрыта судьба произведений коллекции МЖК после
ликвидации музея. Здесь можно познакомиться с открытиями новых атрибуций, сделанных в процессе
подготовки выставки.

 

Репродукция картины Натальи Гончаровой «Павлин под ярким солнцем (стиль египетский)» предоставлена пресс-службой ГТГ