Почему Лаврентий Берия — «враг народа»

 

берия ВМЛаврентий Берия не был абсолютным злом. Не был и тайным демократом. Берия не был ни верным рыцарем вождя народов, ни главным участником всех не существовавших заговоров и тем более — даже потенциальным организатором военного переворота…

Понятие «враг народа» возникло еще во времена Древнего Рима – к примеру, римский сенат объявил врагом народа императора Нерона. Новую известность оно обрело в эпоху Великой французской революции. В революционной России, по иронии судьбы, эти слова – «враг народа» — произнес бывший тогда министром юстиции Временного правительства Александр Керенский, выступая в марте 1917 года перед делегацией Черноморского флота. Вскоре после победы Октябрьской революции выражение «враги народа» употребил в своей речи и сам Ленин…

Впоследствии эти слова обрели широкую и печальную известность. В разряд «врагов народа» попадали писатели и ученые, герои Гражданской войны и заслуженные революционеры. Последним, кто был официально объявлен «врагом народа», оказался сам Лаврентий Берия, долгие годы возглавлявший НКВД.

 

Карьера

Он родился 17 марта 1899 года в маленьком горном селе Мерхеул на Военно-Сухумской дороге. Родители были бедны. Лаврентий мечтал о лучшей жизни. Ради этого он упорно учился, желая получить профессии инженера и архитектора. Работал практикантом главной конторы нефтяной компании Нобелей и намеревался продолжить образование в сфере нефтедобычи.

Но революция решила по-другому. В 1920 году Берия уже работает управляющим делами ЦК компартии Азербайджана. В апреле 1921 года — откомандирован в Тифлис и назначен заместителем начальника секретно-оперативного отдела АзЧека. А еще через несколько месяцев Берия стал уже начальником этого отдела и заместителем председателя АзЧека. Ему было всего 22 года.

Дальше его карьера развивалась по восходящей. Будучи первым секретарем ЦК КП(б) Грузии, Берия принял активное участие в развитие нефтяной промышленности Закавказья. Переориентировал сельское хозяйство на производство культур, не требующих обширных площадей, использующих преимущества субтропического климата и востребованных у потребителей, а также редких технических культур — все это было выгодно для местных хозяйств. В обмен Закавказье получало мясо и зерно. Одновременно Берия занимался превращением Грузии во «Всесоюзную здравницу» — на ее территории строились санатории и дома отдыха. Были осушены малярийные болота, прорыты каналы для предотвращения постоянных наводнений.

25 ноября 1938 Лаврентий Берия стал наркомом внутренних дел СССР С приходом его на должность наркома завершился печально знаменитый Большой террор.

Во время Великой Отечественной войны Берия занимался многими важнейшими проблемами, в том числе – нефтью. Недаром в Москве в самое тяжелое время 1941 года, когда пришлось решать проблемы маскировки города от налетов немецких бомбардировщиков, только один большой объект был полностью визуально воспроизведен в нескольких километрах от его настоящего расположения как фальшивая приманка для люфтваффе. Тогда, как известно, рисовали дома на Красной площади, перекрашивали колокольню Ивана Великого, кремлевские башни и Большой театр, заполняли Москву-реку (чтобы скрыть ее характерную излучину, служившую ориентиром) плотами и баржами, на которых опять-таки рисовали домики и строили фанерные сараи.

Но соорудили практически в натуральную величину из фанеры, бочек и старых труб только копию Московского крекинг-завода рядом с Капотней (так тогда назывался Московский нефтеперерабатывающий завод). Он значился у немцев в числе важнейших целей для бомбежки.

 

Ядерный щит

Одним из государственных проектов, которыми руководил Берия, была разработка советского ядерного оружия. Лаврентий Павлович, будучи куратором работы над бомбой, занимался обеспечением ученых, как необходимым сырьем, так и информацией о разработках, предпринятых американцами.

В 1946 году под личным контролем Берии было намечено строительство завода № 523 (неподалеку от Московского электродного завода на Шоссе Энтузиастов), который на вывезенном из Германии оборудовании должен был выпускать графитовые детали реактора для создания первой в СССР атомной бомбы. 5 марта 1946 года секретарь Московского комитета ВКП (б) Г.М. Попова отправил в Совет Народных Комиссаров Союза ССР товарищу Берия Л.П. документ с грифом «Сов. Секретно» о переносе строительства завода № 523 из г. Москвы: «В Москве на шоссе Энтузиастов в районе Измайловского парка культуры и отдыха им. Сталина намечено строительство завода № 523 Наркомата цветной металлургии.

По имеющимся данным, этот завод будет выпускать в атмосферу большое количество отравляющего вещества — хлора.

Санитарное состояние района при наличии уже действующих предприятий: ТЭЦ № 11, «Нефтегаз», НИИ-42, завод № 17, электродный и др. — очень плохое, а с пуском завода № 523 еще более ухудшится, что создаст очень тяжелые условия для проживающего там населения и угрожает единственному по своей ценности зеленому массиву парка им. Сталина.

Органы санитарного надзора г. Москвы в свое время дали отрицательное заключение3 по вопросу строительства завода № 523 в г. Москве, однако, это во внимание не было принято.

МК ВКП (б) просит Вас пересмотреть вопрос о строительстве завода № 523 в г. Москве».

Но завод был все-таки построен.

9 августа 1949 на полигоне под Семипалатинском была взорвана первая советская атомная бомба. Берия лично наблюдал за этими испытаниями.

 

Стремительное падение

26 июня 1953 года, как гласят официальные документы, во время заседания Президиума Лаврентий Павлович Берия, первый заместитель Председателя Совета Министров СССР и министр внутренних дел СССР ЦК был арестован военными под руководством маршала Жукова по обвинению в шпионаже (традиционная формулировка сталинских времен) и заговоре с целью захвата власти – так членам Президиума ЦК было объяснено, что если бы не своевременный арест Берии, то произошел бы государственный переворот они все были бы вскоре арестованы на премьере оперы «Декабристы».

Есть множество гипотез, связанных с арестом Берии – в том числе, что он был схвачен в своем особняке после того, как была перебита его личная охрана. Другая версия гласит, что Берия был убит при аресте по тайному приказу Хрущева (или даже им лично) и поэтому на суде его никто не видел, поскольку роль Берии играл другой человек.

«В настоящее время Прокуратурой СССР закончено следствие по делу изменника Родины Л. П. Берия. Следствием установлено, что Берия, используя свое положение, сколотил враждебную Советскому государству изменническую группу заговорщиков, ставившую своей преступной целью использовать органы Министерства внутренних дел как в центре, так и на местах против коммунистической партии и Правительства СССР в интересах иностранного капитала, стремившуюся в своих вероломных замыслах поставить Министерство внутренних дел над партией и правительством для захвата власти и ликвидации советского рабоче-крестьянского строя в целях реставрации капитализма и восстановления господства буржуазии», — писала газета «Правда» 17 декабря 1953 года.

23 декабря дело Берии и прочих было рассмотрено Специальным судебным присутствием Верховного суда СССР под председательством маршала Конева. Все обвиняемые (члены «банды Берии») были приговорены к смертной казни и немедленно расстреляны. По официальной версии Берию расстреляли первым, произошло это в бункере штаба Московского военного округа. Присутствовал при казни прокурор Руденко, а стрелял — генерал-полковник Батицкий. Тело было кремировано, а прах, по разным версиям, то ли захоронен на Донском кладбище, то ли развеян над Москвой-рекой.

По некоторым свидетельствам среди группы генералов, арестовывавших Берию, был и Леонид Брежнев.

 

Легенда о власти и немирном атоме

Среди преданий о падении Берии в 1953 году есть и такое, которое гласит, что он пытался захватить власть, угрожая водородной бомбой, созданной также под его руководством.

Якобы предполагалось привезти все элементы «сахаровской слойки» по шоссе Энтузиастов, потом по перекрытым ради этого улицам к Кремлю и прямо через Спасские ворота в Кремль. В специальной палатке у Царь-пушки надлежало совершить окончательную сборку бомбы, а потом уже заявить, что изделие — вот оно, в сердце страны, и в любой момент может быть взорвано.

Был-де и более публичный вариант – по тому же шоссе Энтузиастов в сторону Кремля едет грузовик с бомбой, а за ним машина с пультом управления. Все это почти торжественно и под охраной войск госбезопасности.

 

 

Еще один миф

Одним из самых интересных изданий, вышедших за пределами СССР и посвященных Берии, является опубликованная в 1973 году (к двадцатилетию его смерти?)  книга журналиста и писателя Алана Уилльямса «Дневники Берии». Другое русское название – «Подлинные дневники Берии», при этом в аннотации фигурируют следующие строки: «Основываясь на сведениях, известных западным спецслужбам, А. Вильямс создал уникальное художественно-документальное произведение, которое быстро стало мировым бестселлером». На самом деле – увлекательное авантюристическое чтиво с вкраплениями документальных подробностей, в котором рассказывается, как за границей двое молодых людей решили заработать, состряпав дневники Берии и продав их издательству, и чем это для них закончилось.  В тексте подробно описан как сама технология создания этого «документа», так и способы придания ему достоверности.

Итак, первый этап проходил так: «Берия будет предаваться воспоминаниям о своих успешных заговорах, включая политические убийства. Но прежде, чем мы эти мерзости изобразим, надо передать настроение этого убийцы. Его дневники должны быть спонтанными, этакая исповедь мерзавца… Начнем с его положения в период после 1945 года. Опишем, как Россия проглотила половину Европы, а Берия, в это время стремится укрепить свою власть, уничтожая остатки буржуазных отношений в Восточной Европе и затягивая петлю на шее старых политиков, все еще поддерживаемых Черчиллем. Надо описать, как он размышляет о Черчилле, а в это время входит полковник Саркисов и объявляет, что нашел рыжеволосую красавицу для него, одну из тех грузинок, которых трудно добыть. Тут Берия сразу загорается…»

Также в «Дневниках Берии» приводится описание и его личных привычек: «Любил хорошо пожить. Единственный из лидеров Кремля, ценивший роскошь в западном стиле, имел паккард, сделанный в Вашингтоне по заказу советского посольства. Имел особняк на Малой Никитской в Москве, где до недавнего времени размещалось тунисское посольство. Имел также загородное поместье, ранее принадлежавшее графу Орлову, где были бассейн с подогревом, теннисные корты, бильярдные, волейбольные площадки, стрельбище и личный кинотеатр. Берия гордился своими спортивными достижениями — особенно в волейболе. Помимо этого имел еще дачи, в том числе мраморный дворец под Сочи. Любил классическую музыку и имел прекрасную коллекцию пластинок.  Имел пристрастие к скоростным автомобилям и гоночным катерам. Имел обширный гардероб, всю одежду заказывал в Лондоне и Риме».

 

Нарком и нуар

Нарком Берия был одним из немногих советских руководителей, постоянно носивших шляпу, и единственным, чей образ в массовом сознании накрепко связан с этим головным убором. А какую, собственно, шляпу носил Берия?

«Если присмотреться к старым фото, можно понять, что Лаврентий Павлович предпочитал «федору», шляпу, вошедшую в моду еще в конце XIX века и сохранявшую популярность до середины следующего столетия, — комментирует писатель Ольга Шатохина. – Она ассоциируется со стилем нуар в кино. Шляпа гангстеров и детективов, «плохих парней» и одиноких разочарованных храбрецов. Берия любил кино, это хорошо известно. «Мальтийский сокол», эталонная теперь классика жанра с Хамфри Богартом в главной роли, — фильм 1941 года. Почему Берия потянулся не к образцам тогдашней классической мужской элегантности, а именно к визуальному образу противоречивого одинокого волка? Советский человек не имел права быть даже сугубо положительным, но одиноким героем. И тем более, советский нарком, радетель за народное дело. А вот поди ж ты, надвигал черную «федору» на глаза, будто какой-нибудь Сэм Спейд или Филипп Марлоу. В крайнем случае – лейтенант Трэгг, вечный противник и поневоле иногда соратник адвоката Перри Мейсона…».

 

 

Берия – рядом!

«До наших дней дошли многочисленные документы, как подписанные Берией, так и документы о нем. Но наиболее необычны все же не они, а именно советский фольклор, посвященный ему и пока еще не забытый, — говорит исследователь, этнограф Арти Д. Александер. — Это предания о доме, в котором он жил в последние годы в Москве, и увлекательные истории, описывающие его деятельность на Кавказе, и занятные диалоги с известными советскими учеными-академиками, и частушки. Став последним (а по некоторым данным практически «главным») врагом народа, «изменником Родины и шпионом, продавшимся иностранным разведкам», инициатор «оттепели», Берия из прораба советской империи стал ее падшим «демоном», так и не реабилитированным, но вызывающим устойчивый интерес – как хулителей, так и восхваляющих. Но неизбежно на телеэкране и в массовых изданиях волна найденных «мемуаров» и «свежих» комментариев без всякого сомнения превзойдет по объему и «кипению» (накалу страстей) сухие, но реальные архивные материалы. И на свет появятся новые мифы и легенды о Берии…»

 

Каждая эпоха имеет своих изгоев. Лаврентий Берия не был концентрированным абсолютным злом. Лаврентий Берия не был и тайным демократом. Он был одним из персонажей верховной власти, а затем стал ее изгоем. Берия не был ни верным рыцарем вождя народов, ни главным участником всех не существовавших заговоров и тем более – даже потенциальным организатором военного переворота.

Почему Берия исчез бесследно, как возможно планировали те, кто стоял за судьями на его процессе? Именно это тайна, вызвавшая столько пересудов и привела к тому, что из обычного проигравшего функционера Берия превратился в символ. Для одних — неподкупного борца с партийной и государственной номенклатурой. А для других — всевластия и беззакония карательных органов, над которым (как и над его ближайшими подручными) все же совершили справедливое возмездие.

Ни один министр Российской империи, СССР и постсоветской державы (пока) еще не входил в историю как главарь банды. Изменники и воры — были, а вот главарем банды стал один лишь Берия. Да и членами банды оказались тоже министры и первые секретари…

Алекс Громов

Статья опубликована в газете «Вечерняя Москва»