О.Г. Костюк. Галерея драгоценностей

галерея драгоцеВеликолепно оформленный огромный фолиант со множеством красочных иллюстраций посвящен коллекции драгоценностей Эрмитажа. Рассказывается ее история с того момента, как император Петр I создал первый российский музей – Кунсткамеру — и до наших дней. Драгоценности работы европейских мастеров предстают перед читателем как отражение смены эпох, стиля жизни, становятся воплощением тенденций и основных веяний времени. Отмечены в описании драгоценных предметов и обстоятельства, сопутствовавшие их появлению в России. «Подобного рода кубки с выпуклым резным декором, традиционно связывающиеся с миланскими ателье, встречаются в художественных собраниях очень редко и являются образцами виртуозного владения техникой резьбы. В декоративном смысле они играют роль основ деревьев и пней, из которых прорастают растения; среди них по лесу гуляют медведи и олени, зайцы и кабаны, волки и другие животные, птицы, помещенные резчиком в средней части кубка. Предположительно, ранее бокал имел и хрустальную крышку. В настоящее время сохранилась только золотая монтировка с короной в верхней части. Крышка очень деформирована, и, вероятно, этот факт может быть косвенным свидетельством непростой судьбы эрмитажного кубка, подаренного Петру от имени курфюрста Саксонии и короля Польши Августа Сильного».

В книге подробно разъясняется символика изображений, использовавшихся ювелирами при создании кубков, чаш, шкатулок и других изделий, традиционно служивших дипломатическими дарами, которые государи посылали друг другу. Описаны и наиболее характерные для той или иной эпохи художественные приемы, самоцветы и полудрагоценные камни, обычно применявшиеся мастерами при работе над определенными ювелирными изделиями. К примеру, в 1760-е годы табакерки в стиле рококо, которому были свойственны причудливо изогнутые формы, сменились табакерками простых геометрических очертаний, но эта простота во многих случаях уравновешивалась пышностью отделки с применением накладных орнаментов, эмалевых вставок, бриллиантов. Уделено внимание тому, как складывалась в послепетровское время система учета эрмитажных драгоценностей.