Дмитрий Швидковский. От мегалита до мегаполиса

от мегалита до мегаполисаОписывая историю архитектуры с древнейших времен до строений и экспериментов XX века, автор подчеркивает в предисловии, что в тексте нет непрерывного повествования, «поскольку речь идет о тех событиях в жизни архитектуры, которые кажутся мне наиболее важными и интересными — об эпохах, когда зодчие разных тысячелетий сделали свои важнейшие открытия, о некоторых замечательных памятниках, о выдающихся мастерах — тоже только тех, которые оказались по каким-то причинам самыми мне близкими, потому что мысли обо всех, даже самых любимых зданиях в одну книгу никак не вместить».

Дмитрий Швидковский. От мегалита до мегаполиса: Очерки истории архитектуры и градостроительства

Первый раздел познавательного иллюстрированного издания – «Времена и стили» — посвящена рождению архитектуры, мегалитам, готике и Ренессансу, классицизму и экзотическим стилям в европейской архитектуре, архитектурным открытиям Французской революции и происхождению современной архитектуры. В XIX веке, когда для возведения городов возникла потребность в принципиально новых строительных материалах и технологиях, инженеры, химики и промышленники наладили производство металла, стекла и бетона, причем металл впервые стал воплощением архитектурного замысла при возведении знаменитого Хрустального дворца в 1851 году в Лондоне.

Одна из тем – «Дом, которому позавидовал король» — рассказывает о замечательном замке и саде. «Примерно в 45 километрах к юго-востоку от Парижа, вверх по Сене, недалеко от живописного городка Мелен находится знаменитый дворец Во-леВиконт, окруженный прекрасными садами. Если вы хотите получить представление о том, как выглядел «французский», или «регулярный», парк в эпоху Людовика XIV, «короля-солнце», то при возможности посетите именно этот замок. До него можно добраться на машине или доехать поездом до Мелена и оттуда отправиться в Во-леВиконт на автобусе. Правда, попасть в сам замок и сад не так-то просто. Дело в том, что поместье и сейчас является частной собственностью, и в него не всегда пускают. Мне дважды пришлось ограничиться разглядыванием величественного ансамбля дворца и парков, прижавшись к великолепной, но, увы, слишком высокой решетке, прежде чем удалось проникнуть за нее. Впрочем, в последние годы хозяева Во-ле-Виконта все больше страдают от высоких налогов, которые правительство упорно не снижает (несмотря на грандиозные расходы владельцев на реставрацию), поэтому пускают в замок туристов значительно чаще. В летние месяцы — практически каждый день. Людей, которые стремятся попасть в Во-ле-Виконт, привлекает не только то, что Людовик XIV начал грандиозную перестройку Версаля в подражание ему, но и легенда о Железной Маске, узнике Бастилии, лица которого никто не должен был видеть. По одной из версий, им был знаменитый финансист Николя Фуке, заказавший лучшим мастерам королевства построить замок и разбить сады в своем владении Во…

Посетитель замка сразу же оказывается в парадном дворе, на ведущем к дворцу широком проезде. Он проведен точно по главной оси огромного ансамбля, занимающего площадь в 500 гектаров (это несколько меньше Павловска, если сравнивать с русскими парками). И уже здесь, в самом начале, вы понимаете основной замысел композиции: в Во-ле-Виконте всё — въезд, парадный двор, здание дворца, террасы садов, многочисленные пруды и различные сооружения парка, а также каждое растение в нем, — расположено строго симметрично по отношению к центральной оси. Она пронизывает ансамбль и уводит взгляд к поднимающемуся склону холма вдаль, к небу, в бесконечность…».

Второй раздел – «Дома и люди» — посвящен английскому барокко, творениям Антонио Гауди, Ле Корбюзье, Ф.Л. Райта, постмодернизму, английскому дому и памяти места («архитектура как очеловеченное пространство»). Следующий раздел – «Память русской архитектуры» — описывает романский стиль и византийскую традицию, деятельность трех итальянских мастеров московского Ренессанса, загадку церкви Вознесения и собор Василия Блаженного.