Тайные базы Второй Мировой

Секретные базы немецких подлодок на советском Севере

Алекс Громов

С советской Арктикой связаны многочисленные загадки и мифы — в том числе о секретных военных базах Третьего рейха, многие из которых, по мнению энтузиастов их существования и даже поисков до сих пор не найдены, именно потому, что в свое время были тщательно замаскированы немцами, а существовавшие о них документы перед падением рейха уничтожены. Причем — речь идет не о реально обнаруженных стоянках немецких подводных лодок в годы Великой Отечественной войны, а именно «фундаментальных» базах.

I серияСреди историй об этих базах одно из центральных мест занимает версия о Базис Норд (База Север), по которой сохранились еще довоенные документы. В 1939-1940 гг. это была планировавшаяся секретная база Военно-морского флота Германии на севере СССР к западу от Мурманска, в губе Западная Лица. Причем секретная от кого угодно, только не от советских властей, ведь место для базы было предложено СССР в ходе переговоров с Германией. До наших дней дошел приказ Главного командования ВМС от 31.10.1939:

а) Немецкие ВМС по предложению советского правительства получают в полное распоряжение бухту Западная Лица в координатах 69.25 с.ш. — 32.26 в.д. Предусматривается использовать ее в качестве «Базы Север» военными и торговыми кораблями для следующих целей: 1) база снабжения, 2) гавань-убежище, 3) место для ремонта (по готовности плавмастерских).

б) названия этой бухты в ведомственном обороте избегать, вместо него употреблять обозначение «База Север».

в) в данный момент возможно путем кратковременного перебазирования находящихся в Мурманске судов организовать временное снабжение топливом с танкеров и торговых судов, равно как и в ограниченном объеме провиантом и товарами, закупленными в Мурманске. Подготовка солярки и провианта для ПЛ будет выслано с родины, также, как и предоставление/оснащение судна снабжения для броненосца на 3 месяца, со снабжением водой в «Базе Север».

г) на самой «Базе Север» пока никаких природных или искусственных средств для ее будущего применения нет. По поводу подготовки снабжения см п. в). Подходящее под плавказарму судно (CORDILLERA) находится в Мурманске. Для проведения запланированных ремонтов в последующем нужна плавмастерская, ее подготовка запрошена.

д) BdU (командующему ПЛ) предложили использовать «Базу Север» для снабжения ПЛ, и дать ответ по виду и объемам обслуживания по таким вариантам: 1) для получения снабжения в самой «БС», 2) для получения снабжения в море с Базы — с предложением района моря, для этого предназначенного.

В «Морском сборнике» №11 за 2007 г. опубликована статья капитана 2 ранга С. Ковалева «Базис Норд». Миф или реальность?», где он доказывает, что база вполне реально существовала: «…приблизительное время рождения тайной базы на Кольском полуострове обозначил немецкий военный историк Фридрих Руге: «… В начале октября 1939 г. германский военно-морской флот пользовался тайными базами снабжения… в бухте западнее Мурманска.

Считается, что в виде компенсации за предоставление секретной базы на Кольском полуострове в СССР была получена так называемая германская военно-техническая помощь (правда, она стала поступать только в 1940 г.) — недостроенный тяжелый крейсер “Лютцов” (первоначально речь шла о “Зейдлице” или “Принце Ойгене”, находившихся в большей степени готовности, однако “сошлись” на “Лютцове”)…»

Не дожидаясь окончательного решения вопроса о создании секретной базы в Кольский залив пришли немецкие транспорты “Кордиллере” и “Сан-Луи” с грузами и техникой, а также лайнер “Бремен”. Возникает вопрос — насколько после захвата Норвегии для ВМС Германии оставалась необходимость сооружения/поддержания этой базы и в каких архивах хранятся документы, рассказывающие о функционировании «Базиса Норда».

В итоге, как легко догадаться, ни одно военное судно или подводная лодка Германии не получили снабжение на этой базе. Но кое-какие свидетельства ее существования сохранились: «Рядом с губой Андреева в начале 1940-х годов был построен весьма интересный аэродром, а один из районов южного побережья Нерпичьей губы (между высотами 160,7 и 60,2) даже получил название «Завод гидросамолетов», — говорится в книге Сергея Ковалева и Анатолия Федорова «Что искал Третий рейх в Советской Арктике. Секреты «полярных волков». — В те годы в районах Западной Лицы никакого строительства специальных объектов военного назначения не велось. Выходит, что хорошо сохранившаяся сегодня полуторакилометровая взлетная полоса предназначалась для самолетов неизвестного назначения. Трудно предположить, чтобы такой аэродром построили ради спецпереселенцев и рыбаков колхоза «Коминтерн». Интересный факт: взлетно-посадочная полоса этого аэродрома еще в начале 1980-х годов была покрыта металлической плиткой. Поблизости, на береговой осушке, были вкопаны в землю цистерны для хранения жидких нефтепродуктов. А в одном из подскальных сооружений в губе Нерпичья долгое время существовал небольшой источник чистого авиационного керосина, хотя по прямой (через скалы) до ближайшего керосинохранилища не менее пяти километров. ВПП была сделана не по советской технологии. На это косвенно указывает конструкция ее дренажной системы…».

Но база «Норд» была построена хоть и тайно, но сравнительно официально, по договору. Однако, готовясь к войне против СССР, немцы позаботились и о создании совершенно секретных пристанищ для своих подводных лодок. В вышеупомянутом исследовании о них тоже идет речь: «Для тайных ремонтных пунктов нацистских подлодок выбирались самые безлюдные места нашей Арктики. Возможно, с таким ремонтом связана неожиданная находка советских пограничников на берегу севернее бухты Эклипс. Здесь после войны обнаружили лежащую на берегу фашистскую подлодку. Что это был за подводный корабль? Почему он остался на берегу, а экипаж его бросил?.. Но именно в районе бухты Эклипс, как бы специально, расположены бухта Слюдяная, озеро Слюдяное и река Слюдяная. А нет ли там залежей слюды или алюмосиликатов, столь необходимых по меньшей мере для стекол манометров германских паровозов и кораблей? И если это предположение верно, то брошенная подлодка, скорее всего, одна из «конвойных» субмарин, исчезнувших в конце Второй мировой войны».

А Сергей Ковалев в книге «Свастика над Таймыром» утверждает, что на упомянутом полуострове была не только секретная база подлодок, но и производство по добыче бериллиевой руды для нужд германской военной промышленности. И работали там советские военнопленные.

Рассказы местных жителей о том, как ими, их родственниками или знакомыми были найдены немецкие склады с топливом и продуктами, зафиксированы вплоть до Обской губы.

Более того – известны рассказы и о том, что в середине 1960-х годов еще дальше на восток, в районе устья реки Лена, а именно в Нееловом заливе на берег моря периодически выносило металлические бочки с дизельным топливом. На них сохранились немецкие надписи и символика Третьего рейха. Там же среди скал однажды нашли останки человека, по обрывкам формы и уцелевшим знакам различия опознали унтер-офицера кригсмарине. Потом вертолетчики, участвовавшие в строительстве Байкало-Амурской магистрали, вроде бы обнаружили и саму базу, из хранилищ которой те бочки выносило штормами. На берегу Быковской протоки в устье Лены оказался длинный бетонный причал, к которому, возможно, примыкали подземные сооружения, но вход в них был разрушен, скорее всего, — намеренно взорван.

Также есть информация, что на острове Земля Александры уже в недавнее время были обнаружены развалины бункера, а в нем – множество немецких вещей времен Второй мировой войны (документы, обувь, предметы быта). Предположительно, в указанном месте в 1942 году была создана база кригсмарине с метеостанцией — часть секретной сети арктических станций времен Второй мировой войны «Schatzgrabber» («Кладоискатель») располагалась на небольшом изолированном острове архипелага Земли Франца-Иосифа в Баренцевом море. На базе до июля 1944 года работало десять германских специалистов.

Однако ее деятельность, начавшаяся в сентябре 1943 года, была прекращена летом 1944, когда весь личный состав заразился трихинеллезом. Некоторые – со смертельным исходом. Таковы были последствия удачной охоты на белого медведя, мясо которого немцы употребили в пищу без достаточной тепловой обработки. Хотя при сильно зараженном мясе даже долгая варка или жарение не помогают.

Завезти новых людей на базу уже не успели, но вывезли на подводной лодке часть оборудования.

Строения на Земле Александры замечала еще советская воздушная разведка во время войны. Сергей Ковалев в книге «Арктические тени Третьего рейха» пишет, что немецкую метеостанцию на острове Земля Александры видел экипаж ледокола «Семен Дежнев» в сентябре 1951. Моряки обнаружили несколько блиндажей, метеорологическую площадку, обширный жилой бункер, пулеметные гнезда, две радиостанции. Существует неподтвержденные сведения, что на том же острове существовала и секретная гавань для немецких подводных лодок, обустроенная в природной пещере.

Осенью 2016 года эта секретная немецкая военная база была вновь обнаружена и осмотрена российскими исследователями. При раскопках базы были найдены фрагменты немецких мундиров армии и военно-морского флота, оружия и боеприпасов.

Штурман транспортного парохода «Рошаль» Ю.Д. Жуков в своем мемориальном очерке «Союзники» тоже затрагивал эту тему: «…в 1942 году на нашем острове Земля Франца Иосифа, в 120-ти километрах от поселка бухта Тихая они оборудовали базу для своих субмарин, а для столь наглых акций требовалось прежде всего подробные, хорошо выполненные морские карты. Мы, например, их не имели и пользовались изданиями, на рамках которых было напечатано «Составлено по работам Русанова 1908 года» и, словно в насмешку, тут же стоял жирный штамп «секретно». Напрашивается вопрос, какими картами пользовались немецкие моряки? Тут следует заглянуть в историю освоения нашего Севера. До прихода к власти Гитлера у нас были вполне добрые отношения с Германией, и задолго до начала второй войны была предпринята совместная попытка на дирижабле «Граф Цепелин» совершить полет к северному полюсу. Экспедицию возглавлял доктор Гуго Эккенер, в ее реализации принимали участие советские ученые: профессора Визе и Самойлович. Финансировала экспедицию в рекламных целях знаменитая германская оптическая фирма «Цейс», которая установила на дирижабле мощную аппаратуру для производства аэрофотосъемки и предложила нам контракт на выполнение работ по изготовлению карт Новой Земли и других островов по трассе перелета. Дирижабль Северного полюса не достиг, но над островами все же пролетел. Сделка по изготовлению карт для нас не состоялась, и в итоге в годы войны мы плавали по чудовищно старым картам, где очертания берегов обозначались пунктиром, т. е. «примерно», и только некоторые бухты, заливы, проливы соответствовали истине, хотя и выполнялись экспедициями начала века. Нужно думать, что «Цейс» воспользовался случаем и не промедлил отснять этот район впрок. Не потому ли немецкие субмарины так вольготно чувствовали себя в водах нашего Севера?».

Да, знаменитый пассажирский дирижабль LZ 127 «Граф Цеппелин», сооруженный в Германии в 1928 году, летал не только вокруг света (с посадками во Фридрихсхафене, Токио и Лос-Анджелесе), но и над Советской Арктикой. Он обладал принципиально новой топливной системой – его двигатели работали преимущественно на светильном газе, который до распространения электрического освещения применялся в уличных фонарях и домашних газовых рожках. Бензин служил лишь резервным горючим. Это позволяло не загружать воздушный корабль тяжелым запасом топлива. Поэтому он мог преодолевать большие расстояния.

10 сентября 1930 года дирижабль «Граф Цеппелин» впервые прибыл в Москву. А в конце июля следующего года совершил упомянутый выше полет над советской Арктикой. Состоялся обмен почтой с советским ледоколом «Малыгин» в бухте Тихой (архипелаг Земля Франца-Иосифа). Для этого дирижабль совершил посадку на воду. Известна даже почтовая марка, на которой изображен «Граф Цеппелин» на фоне полярной природы и советского ледокола.

Сама экспедиция, стартовавшая из Ленинграда, была вполне официальной. В городе на Неве немецким участникам во главе с Гуго Эккенером организовали парадную встречу с оркестрами и приветственными речами. Предстоящий полет широко освещался в советской печати. Дирижабль прошел в Ленинграде предполетную подготовку и переоборудование.

В полете принимали участие и советские ученые. Рудольф Самойлович, возглавлявший в 1928 году экспедицию на ледоколе «Красин» по спасению Умберто Нобиле и его спутников (их дирижабль «Италия» потерпел катастрофу во льдах). Изобретатель метеорологического радиозонда Павел Молчанов. Инженер Федор Ассберг — в 1935 году он на правах уполномоченного «Дирижаблестроя» будет руководить установкой в Свердловске 40-метровой причальной мачты для дирижаблей, первой в СССР и самой высокой в Европе. Летел на борту «Графа Цеппелина» и радист Эрнст Кренкель, будущий знаменитый полярник-папанинец.

Гуго Эккенер проложил маршрут через Баренцево море к Земле Франца-Иосифа, дальше через Северную Землю на полуостров Таймыр, а потом к Новой Земле, откуда планировалось лечь на обратный курс в Берлин. И это было одобрено советским руководством. Места, над которыми Эккенер намеревался вести свой дирижабль, были тогда крайне труднодоступными и почти безлюдными.

Вполне возможно, что советское правительство усмотрело в поддержке экспедиции Эккенера возможность разведать эти суровые края, имея в виду последующее их освоение. Маршрут был согласован и выверен по времени, контроль за соблюдением трассы и хронометража возложен на ОГПУ.

Немецкие исследователи, среди которых, как потом выяснилось, были разведчики отнюдь не только полезных ископаемых и неизвестных островов, проделали подробную съемку местности с борта дирижабля. Причём специальная аппаратура для фотосъемки была смонтирована именно в Ленинграде. Рудольф Самойлович утверждал потом, что эта экспедиция принесла множество ценных сведений, для сбора которых при передвижении по воде понадобилось бы несколько лет.

После возвращения аэронавтов в Берлин под эгидой «Международного общества по исследованию Арктики» был опубликован подробный иллюстрированный отчет об экспедиции. Но результаты фотосъемки попали и в немецкий Генштаб. Сведения о представителях германских спецслужб на борту «Графа Цеппелина» стали тому причиной или просто размах Большого террора, но Самойлович и Молчанов были репрессированы и погибли (первый приговорен к смерти и расстрелян, второй убит конвоиром по пути в лагерь).

Но в момент старта «Графа Цеппелина» печальные перспективы еще не очень просматривались. Зато будущее дирижаблей как воздушного транспорта выглядело крайне оптимистично. Казалось, освоение атмосферы идет полным ходом. Радужные надежды рухнули в 1937 году вместе с еще одним знаменитым цеппелином, носившим имя «Гинденбург» в честь немецкого президента Пауля фон Гинденбурга. Размерами он был сравним с «Титаником» — 245 метров в длину. Весь мир восхищался этим чудом аэронавтики, новаторскими идеями конструкторов, грузоподъемностью самого дирижабля и роскошью его кают.

Увы, надежда эксцентричного графа Цеппелина, прославившегося мечтами о межконтинентальных авиа-гигантах, пересекающих океаны, и о военной мощи Германии, не сбылась. Помешала досадная неприятность. Во время очередного рейса в США великий цеппелин сгорел в считанные минуты при неудачной посадке. Несмотря на то, что часть пассажиров благополучно спаслась, случайная катастрофа, красочно раздутая прессой в грандиозный скандал, вынудила немецкую промышленность полностью отказаться от их производства и эксплуатации. Сыграло роль и то, что полет на борту цеппелина равнялся по стоимости неплохому частному домику. То есть, был доступен только богатым людям. А они всегда предпочитали не только комфорт, но и безопасность. Если бы германцы продолжили разработки воздушного флота в этом направлении, возможно это привело бы к иным результатам в ходе войны, ведь фюрер лично интересовался ими и даже предполагал военное применение. Излишняя уязвимость цеппелинов заставила рейх обратиться к другим видам авиации.

А вот американцев печальная судьба «Гинденбурга» не очень напугала. Предприимчивые американские инженеры придумали новую технологию оболочек и жестких конструкций, с большей надежностью изолировав легко воспламеняющийся газ (водород), наполнявший дирижабль.

Пригодилось это летающее новшество очень скоро – во время Второй мировой войны для борьбы с немецкими подводными лодками. Новые летательные аппараты назвали не очень серьезным словом — «глипм», от звука, издаваемого при постукивании о корпус. Несмотря на забавное название, германским морякам было вовсе не весело, когда над их головами появлялся внушительный силуэт этого воздушного наблюдателя-истребителя. Глимпы стали настоящим кошмаром, от которого невозможно скрыться. Благодаря им была сорвана не одна военная операция фюрера. В 1942 году одна из военных баз Америки, общей площадью более миллиона гектар имела самые большие в истории деревянные ангары для боевой эскадрильи глимпов. Дирижабли настолько представляли угрозу для немцев, что оставшиеся без их сопровождения корабли считались уязвимыми для подводных лодок. Свыше 8 тысяч заданий было выполнено ими за период войны. Наиболее известна история К74 — «глимпа», атаковавшего немецкую подводную лодку и потопившего ее. В результате этой атаки К74 героически погиб.

Кстати, в официальном докладе Управления Севморпути после нападения рейдера «Адмирал Шеер» на остров Диксон летом 1942 года было отмечено, что немцы свободно ориентировались в прибрежных водах, хотя навигация там достаточно сложна. Судя по всему, это стало возможным из-за многочисленных как официальных немецких «научных» арктических экспедиций в последние годы перед войной, так и тайных вылазок в эти края.